Клетушка для многодетных
Пять месяцев назад я родила мальчиков-двойняшек, и теперь у нас с мужем пятеро детей (старшей дочке 16, и еще два сына — 13 и 6 лет). Прибавление семейства осложнило наш и без того острый жилищный вопрос.
Обитаем всемером в общежитии, в комнате площадью 18 квадратных метров. После несложного подсчета выходит, что на человека приходится приблизительно по два с половиной метра. Купить квартиру мы не в состоянии. Муж работает в гортеплосети, его месячная зарплата 5-6 тыс. рублей. Я в декретном отпуске по уходу за детьми.
Надеюсь, излишне описывать невыносимые условия, в которых живем. Общежитская клетушка не приспособлена для многодетной семьи. Теснота — не единственная проблема. Душ — в подвале, умывальник — в конце коридора. На 17 комнат — одна кухня, на 9 — два туалета.
Когда человек оказывается в состоянии отчаяния и не видит никакого просвета, куда он идет за помощью? Разумеется, в орган власти. Мы обратились к главе города Н. Емельянову. И он обещал в нынешнем году непременно помочь нам с жильем. Мы воспрянули духом. Необходимые документы передали заместителю начальника управления ЖКХ и энергетики горадминистрации Е. Орловой. К сожалению, обнадежить нас она не смогла. Единственное, что пообещала: если вдруг в общежитии освободится комната, то они выделят ее нам. Но дети несовершеннолетние. Как они будут жить отдельно от родителей?
Еще Елена Михайловна посоветовала поставить двухъярусные кровати. Но у нас места нет совершенно. Ребятам негде готовить уроки. Муж спит на полу, ему на работу в 5 утра. У малышей режутся зубы — просыпаются и всю ночь плачут.
Решила я вторично пойти на прием к главе города: ведь все-таки есть, наверное, социальное жилье. С трудом записали на конец ноября. А как до этого жить — не представляю. Там скоро и Год ребенка закончится, и тогда чего-то добиться будет еще труднее.
По телевизору часто говорят, что нужно увеличивать рождаемость. У нас пятеро здоровых детей. Неужели в их воспитании не заинтересовано государство?
Н. ВАСИЛЬЕВА. Чебоксары.
Скамейка… на замке
Недавно наши соседи по лестничной площадке, семья одиноких пенсионеров, решили установить стальную дверь. Долго не хотели, но, наконец, сдались. У всех квартир в подъезде — двери стальные, и оставаться «белой вороной» вроде неудобно.
Мастера, приглашенные из солидной фирмы, быстро справились со своим делом. Не дверь, а картинка. Заминка случилась позже. Кнопка звонка оказалась между дверями. Попытались перенести ее наружу, но напрасно — прикручена была на совесть. Пришлось новую кнопку покупать.
А мне почему-то представился электрик, который много-много лет назад так прочно привинтил кнопку звонка. Если бы ему сказали, что настанет время, когда ее придется переносить, потому что появятся стальные двери, он бы, наверное, не поверил.
Да, меняются нравы. Из детства помню: тогда и в помине не было железных дверей и решеток на окнах. Обходились без домофонов, двери подъездов оставляли нараспашку. А бабушка рассказывала, что раньше в деревне не знали замков. Если хозяин уходил из дома, то просто приставлял к двери батожок.
Увы, прошли те «наивные» времена. Мы привыкли к стальным дверям и решеткам, кодовым замкам и домофонам, к видеокамерам наблюдения… Мы озабочены тем, как стать богаче, а внутренний мир? Не убавилось ли в нас доверчивости, благородства, внутренней свободы? Недавно прочел мысль Эпикура: «Благополучие человека — не в обилии денег и высоте положения, а в свободе от печали, в уверенности чувств, душевном спокойствии». Так в состоянии ли «рубежи обороны», за которыми мы сегодня живем, защитить это спокойствие? Не физическое — душевное.
…Как-то ждал на остановке троллейбус. Там были на загляденье красивые скамейки (их нынче поставили на всех остановках в центре города). Присмотревшись, заметил: скамейки-то прикованы к тротуару специальными замками. И то верно! Иначе уведут…
И. СМОЛЕНЦЕВ, студент. Чебоксары.