Сегодня сразу два крупнейших республиканских учреждения культуры, Национальная библиотека и Художественный музей, напоминают одну большую стройку. Главная библиотека республики извинялась перед читателями за неудобства уже с осени, и сейчас там пик разбора старых полов и стен. В музее долго пытались совместить реконструкцию с экскурсиями в мир прекрасного, но с 1 февраля и здесь решили сосредоточиться на строительных работах.
Не фонтан
Улица Калинина, где расположен Чувашский государственный художественный музей, тоже сейчас одна сплошная стройплощадка, ведь здесь еще и расширяют дорогу. А музейные залы совершенно оголены, здесь трудятся монтажники и отделочники. По плану полная реконструкция должна быть закончена лишь в будущем году. Но деликатность момента в том, что в начале мая в Чебоксарах должна открыться Межрегиональная выставка «Большая Волга», поэтому уже к 25 апреля первая очередь реконструкции должна быть завершена.
– Предполагаемое количество экспонатов предстоящей выставки порядка 2 тысяч, – говорит директор ЧГХМ Геннадий Козлов. – А наше здание при нынешних экспозиционных площадях может принять максимум 600. То есть остро стоит задача расширения площадей.
Так как к музею не предусмотрено никаких пристроек, в залах решено делать так называемые выгородки. А попросту заложить гипсокартоном сквозные галереи, некогда придуманные архитектором Шатиловым для зрительного увеличения простора, а на самом деле неумолимо скрадывающие столь нужные теперь выставочные площади. Для такого решения не стали приглашать специальных экспертов, а выходят из положения своими силами. Поэтому на ежедневных методсоветах музейных работников кипят страсти. Музейщикам важно, чтобы увеличение площадей не обернулось ущербом музейной концепции. Тем более что утрясать ляпы архитекторов нашим музейщикам приходилось еще при строительстве этого здания. Тогда, например, в проекте был предусмотрен фонтан посреди зала. Щедрые авторы как-то не подумали о произведениях и особом режиме влажности и температуры.
Муза и сфинксы
До 25 апреля осталось очень мало времени. На третьем этаже здания выгородки уже сделаны. И там время действий маляров и штукатуров. Они грунтуют стены под серый с металликой колер – цвет, придуманный телевизионщиками и используемый во многих музеях как самый нейтральный и одновременно торжественный. Хорошо, что крышу успели сделать еще в прошлом году. Хотя по-прежнему жаль, что нынешние архитекторы отвергли идею стеклянного купола, сославшись на «деликатное отношение к достопримечательности». Плоская стеклянная крыша, пропускающая в залы естественный свет, так стремительно собирает пыль и грязь, что попытки отмыть ее не венчаются успехом. И к этому вопросу потомкам опять придется возвращаться.
Фасад тоже обновляется. Он будет облицован керамогранитом. Для этого приходится беспокоить скульптуру Музы работы Владимира Нагорнова. Кстати, одиночество Музы скоро скрасят еще две скульптуры. У входа «усядутся» львицы с женскими головами, которых в чувашской мифологии называют сехметь. Совместимость этих скульптур тоже тревожила культурную общественность, но теперь решено, что скульптуры «работают» на разное расстояние и не вступают в противоречие. Муза, как и положено, наверху, а внизу глаз будут ласкать сехметь. Это не украшательство, а вопрос национального самосознания, уверен Геннадий Козлов. К тому же сфинксы ассоциируются с Петербургской академией художеств. Женщины с львиными телами, видимо, должны и как-то компенсировать отсутствие во дворе музея парка скульптур, о котором музейщики грезят не одно десятилетие. Сначала было не до этого, а потом проблема уперлась в земельные отношения.
Коммуникации в музее будут обновлять уже после «Большой Волги». Это будет очень важный момент реконструкции, потому как система отопления, водоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха для всех музеев, как говорится, архиважна. Красота красотой, но главное, что больше не будет обшарпанных стен, продуваемых стекол и протекающих крыш. Ведь буквально два года назад зимой в музее было лишь 14 градусов и музей приходилось по этой причине закрывать раньше времени.
Прибудет в музей и новое экспозиционное оборудование. И, наконец, уйдут в прошлое доисторические «развесы» полотен, когда для того чтобы поднять картину на стену, работникам приходилось садиться на леса, вязать шнуры, а затем таким же манером снимать ее обратно. Все эти манипуляции теперь сведутся к тому, что полотно надо будет прицепить к крюкам. А современная система подвесок поднимет ее на такие же современные штанги. Оборудование поставит в Чебоксары московский «АС комплект», который уже прислал стеллажи и для Национальной библиотеки.
Время ставить стеллажи
В библиотеке сейчас идет монтаж витражных стекол. Здесь тоже отделывают фасад. В отличие от ЧГХМ, здесь идет строительство и пристроев, и надстроек, хотя увеличение площадей ожидается и за счет перепланировки.
К тому же реконструкция по плану должна уже полностью завершиться к концу июня нынешнего года. Пока такой график под вопросом, второй этап реконструкции тоже может быть перенесен на следующий год. Но то, что к июню будут сделаны цокольный и первый этажи, никто не сомневается. Уже сегодня сюда придут специалисты по внутренней отделке. А через неделю строители и библиотекари перейдут на ежедневные совместные планерки. Еще через месяц здесь хотят перейти к монтажу присланных стеллажей. Как рассказала «СЧ» директор Национальной библиотеки Светлана Старикова, специалисты всех отделов в это время активно занимаются ретроконверсией, то есть создают библиотеку электронную.
Напомним, что программа реконструкции библиотеки предусматривает строительство сопутствующих помещений: кафе, тренинг-центра, конференц-зала, специализированного блока для размещения автостоянки, хозяйственных сараев и мастерской. А само здание украсит национальная символика.