Доска объявлений для малого бизнеса

«Советская Чувашия» начинает новый проект — серию «круглых столов» по проблемам малого бизнеса. Темой первого обсуждения стали деньги. Легко ли получить кредиты в банковских учреждениях? Достаточно ли участие малого предпринимательства в государственных закупках?

Эти проблемы выделены не случайно — 24 мая они будут вынесены на Координационный совет по поддержке и развитию малого предпринимательства при Кабинете Министров ЧР. В разговоре приняли участие руководитель департамента развития предпринимательской деятельности Министерства экономического развития и торговли ЧР О. Николаев, президент Торгово-промышленной палаты ЧР И. Кустарин, директор ООО «МТУ-Хлеб», президент некоммерческого партнерства «Гильдия пекарей и кондитеров» И. Шакуров, директор ЗАО «Инженерно-производственная фирма «Реон-Техно», председатель Чувашской ассоциации развития малого и среднего предпринимательства А. Князев, генеральный директор строительно-прозводственной фирмы «Стромос» С. Гаврилов, генеральный директор ЗАО «НПВФ «Сварка» Ю. Кудрявцев и генеральный директор — главный редактор ГУП «Газета Советская Чувашия» А. Соловьев.

А. Соловьев:

— Проблемами малого и среднего бизнеса кто только не занимается. Я имею в виду в первую очередь общественные объединения, которые формируются внутри и вне этого поля. И что иногда настораживает: столько общественных структур, а эффект от деятельности небольшой. Хотя о малом бизнесе говорят все, начиная от Президента страны, препоны на его пути остаются. К сожалению, «Советская Чувашия» недостаточно внимания уделяла этим темам. Думаю, наверстаем упущенное.

И. Кустарин:

— Попытки создания пресс-клуба или бизнес-клуба неоднократно предпринимались, но заканчивались ничем. И надо одобрить такую инициативу «Советской Чувашии». Крайне полезен и диалог в треугольнике «бизнес-власть-пресса», который, надеюсь, будет постоянным на страницах «Советской Чувашии».

А. Князев:

— Очень приятно, что «Советская Чувашия» решила обратить внимание на освещение проблем малого и среднего бизнеса. Честно говоря, у многих предпринимателей отношения с прессой непростые. Она в последнее время давала в основном негативные публикации. Это нас обижало.

Ю. Кудрявцев:

— Почему предприниматели не хотят брать кредиты? Ставка в лучшем случае — 23 процента. При нынешней, довольно кабальной системе кредитования предприятие, занимающееся производством, просто вынуждено обходиться без кредита, ведь его никак не отработать.

И. Кустарин:

— Я бы уточнил — бизнес нуждается в кредитах, но не таких дорогих.

Ю. Кудрявцев:

— В банках даже мысли не допускают, чтобы выдать кредит на 3-4 года. Только на год — и не больше. За это время мы освоим продукцию только в чертежах. Отдачу же от нее получим гораздо позже.

И. Кустарин:

— Этот вопрос не в первый раз обсуждается на разных уровнях. Теперь он будет вынесен на заседание Координационного совета. Проблема в чем? Государственная поддержка малого бизнеса очень ограниченна. И доступ к банковским ресурсам — тоже, ведь для получения кредита нужен залог. Можно предложить такую схему: финансирование не самого бизнеса, а разницы в процентной ставке. Поясню. Если предприятие доказало, что нуждается в средствах по социально значимым для государства проектам, то поддержка будет заключаться в возмещении части процентной ставки по банковскому кредиту, который будет обходиться не в 23 процента, как сейчас, а в 15, а то и в 10 процентов годовых.

А. Соловьев:

— Эта практика уже существует в республике. Сельхозпроизводителям государство на посевные и уборочные работы погашает по кредитам разницу в процентах. Теперь надо вести речь о расширении числа участников этой схемы, ведь есть и другие, важные для государства проекты. К примеру, руководство республики ставит вопрос о том, что нет недорогих чувашских сувениров. Почему бы в этой сфере не поддержать частных предпринимателей по такой же схеме? Или я не прав?

И. Кустарин:

— Вы правы. Хотя ничего нового не предлагается — надо вести разговор о более энергичном внедрении уже существующих механизмов, активнее использовать бюджетные ресурсы Чувашии. И чтобы банки знали о существовании такой схемы, если, конечно, будет принято решение на уровне республиканского правительства. После чего можно проводить конкурс проектов на получение государственной поддержки.

С. Гаврилов:

— Для полноты картины требуется пояснить, что не все так плохо. Наше предприятие ежегодно, в начале сезона, берет кредит не менее чем на полгода. На месяц-два — нет смысла, у нас большой технологиче-ский цикл. Такой кредит — целевой и, главное, эффективный, потому что мы сейчас можем реально прогнозировать поступление денежной массы. А раньше, когда доминировали зачетные схемы, нельзя было вообще ничего просчитать. Взяв кредит, мы приобретаем материалы, оборудование и спокойно работаем. Наше предприятие — корпоративный клиент банка, поэтому нам дают кредит под процентную ставку ниже, чем всем остальным.

А. Соловьев:

— У двух предприятий, связанных со строительной отраслью, два совершенно разных подхода: «Сварка» считает, что обойдется без кредитов, в «Стромосе» же кредиты — привычное дело.

Ю. Кудрявцев:

— У нас производственный цикл длиннее, поэтому нам невыгодны краткосрочные кредиты. Их же нужно возвращать, а отдавать заработной платой коллектива не хочется.

А. Князев:

— Почему банки зациклились на 23 процентах? А причина, наверное, в том, что чувашских банков в республике нет — они являются либо филиалами, либо отделениями, и им условия диктуют сверху.

И. Шакуров:

— Наше предприятие регулярно пользуется кредитами. Я отношу его к тем, которые тесно работают с властью. Мы три раза пользовались льготными кредитами, которые выделялись правительством республики. В чем особенность сегодняшней постановки вопроса? Если из бюджета республики на финансирование малого бизнеса выделяется, к примеру, 1 млн. рублей, то эти деньги достаются, грубо говоря, пяти предприятиям — по 200 тысяч каждому. А через этот механизм, который мы собираемся рассматривать на Координационном совете (кстати, его инициатором была премьер Н. Партасова), можно увеличить сумму кредитов, выделяемых предприятиям, в 8-10 раз, так как государством компенсируется процентная разница. И один из банков уже готов участвовать в этом проекте. Считаю, что банки нужно выбирать тоже на конкурсной основе. И бюджетные средства на компенсацию кредитной ставки предоставлять тому, кто предложит предпринимателям более выгодные условия.

В бюджете надо бы предусмотреть и гарантийный фонд для кредитования субъектов малого бизнеса.

О. Николаев:

— Кредиты для экономики — как кровь для организма, они постоянно нужны. Конечно, чем дешевле, тем лучше. А вот со сроками — вопрос тяжелый. С одной стороны, бюджет ограничен в денежных ресурсах, поэтому проблематично выдавать «длинные» кредиты. У банков же максимальный срок кредитования — 1 год. Чтобы улучшить ситуацию, мы разрабатываем положение о субсидировании малого бизнеса: надо предложить несколько схем с учетом того, что в этой сфере разные субъекты. В документе будут учтены не только банки, но и кредитные кооперативы, активно развивающиеся в по-следнее время. Ведь для многих начинающих предпринимателей вариант с кредитным кооперативом — единственно реальный.

И. Кустарин:

— У государства есть бюджетные ресурсы на обеспечение своих нужд, как-то: детские сады, школы, дороги и так далее. Выполнение этих заказов нужно поставить на конкурсную основу. Это приведет и к экономии бюджетных средств, и к поддержке малого предпринимательства. Причем в соответствии с указом Президента России такие конкурсы должны проходить открыто, а не как сейчас — в закрытом режиме.

О. Николаев:

— В законодательстве прописана норма — 15 процентов средств, направляемых на госзакупки, предоставлять субъектам малого бизнеса. Но она никого и ни к чему не обязывает, потому что закон был принят еще в 96-м году скорее для галочки. Однако стремиться к этой норме желательно. В прошлом году среди участников конкурсных закупок субъектов малого бизнеса было лишь около 5 процентов. В первом квартале этого года цифра возросла до 9 процентов. Можно отметить, что предпринимателей активно привлекают к поставкам продукции для нужд муниципалитетов.

И, на мой взгляд, принцип открытости торгов выдерживается. На недавнем совещании в Чебоксарах Герман Греф сказал, что пора уже переходить к электронным торгам, они позволяют существенно снизить затраты, направляемые на госнужды. Сейчас в недрах правительства рождается документ, который приведет к появлению на сайте администрации Президента специальной страницы, посвященной торгам.

С. Гаврилов:

— До той открытости, которую хотелось бы, еще далеко. Но объявления о таких конкурсах есть в российской газете «Конкурсы и торги». Информация о начале торгов появляется за 45 дней, в течение которых мы готовим все необходимые документы. Эта доска объявлений имеет открытую часть и закрытую. Последняя, как правило, — это та цена, с которой мы выходим. Мы также объявляем сроки, в течение которых построим объект. И, разумеется, даем гарантийный срок, который является обязательным условием. Кстати, конкуренция ныне стала заметно жестче.

И. Кустарин:

— Открытость не означает, что достаточно опубликовать условия и результаты торгов. Это лишь информирование. Необходимо же говорить о публичных торгах. Они могут быть как в электронном виде, когда любой желающий сможет следить за их ходом, так и в помещении, куда доступ открыт. И тут возникает серьезная проблема, вытекающая из вопроса: кто заказчик и организатор, плательщик, кто подводит итоги, кто контролер? Сейчас ответ в единственном числе — государство. И в этом нет ничего хорошего. В ряде регионов выбраны посреднические организации, которые занимаются организацией торгов. Некоторые же госструктуры не хотят как бы терять рычаги управления, хотя функции контролера остаются за государством. Три года назад мы подняли этот вопрос на заседании трехсторонней комиссии, после чего разослали письма уполномоченным на проведение торгов. Показательно: шесть министерств высказались за эту схему, а столько же — против. И решение повисло в воздухе. А в Твери, например, после проведения торгов по такой схеме сумма на закупку лекарственных средств уменьшилась в 2,6 раза.

А. Князев:

— Самое главное — это мощный рычаг для борьбы с коррупцией.

О. Николаев:

— Тем не менее и сейчас малый бизнес в различных сферах принимает участие в госзакупках. К примеру, Иосиф Рахимович, который здесь присутствует, поставляет хлеб.

И. Шакуров:

— Функцию организатора торгов могла бы взять на себя Торгово-промышленная палата Чуваш-ской Республики. Наше предприятие в течение семи лет участвует в конкурсе по городу Чебоксары на поставку хлебобулочных изделий в детские дошкольные учреждения и всегда выигрывает его. Конечно, в таких конкурсах субъективизма много, но нам верят, качество нашей продукции знают, с ценами, которые мы предлагаем, соглашаются. В этом году впервые приняли участие в муниципальном конкурсе на поставку хлебобулочных изделий в медицинские учреждения и выиграли его по ряду учреждений Московского района. Но с ними работать сложнее, они требуют более низкие цены. Мне кажется, мы нашли свое место, поняли этот механизм, и он нас на сегодняшний день устраивает. Могу сказать, что по Чебоксарам малые предприятия имеют довольно приличную долю в муниципальном заказе. Этот механизм с легкой руки Н. Партасовой (она тогда была первым заместителем главы города) отработан и успешно функционирует. Но надо идти к большей открытости. Выиграют от этого все: и бюджет, и предприниматели.

Олег Алексеевич, хочу вас попросить как руководителя департамента. Да, в законе сказано: «не менее 15 процентов». Но если малый бизнес будет иметь и 25, а то и 40 процентов — это же неплохо.

О. Николаев:

— Я думаю, мы скоро придем к электронным торгам, тем более республика является пилотной в программе «Электронная Россия».

И. Кустарин:

— Технических и методологических проблем для проведения электронных торгов нет. Если Торгово-промышленной палате поручат их провести, то через два-три месяца такие торги в республике состоятся.

Показательно, что предприниматели не жалуются на жизнь, не только поднимают проблемы, но предлагают пути их решения. Вполне, на наш взгляд, реальные. И это главный итог первого «круглого стола».

Последующие обсуждения предлагается посвятить двум темам:

1. От административных барьеров — к принципу «одного окна».

2. Наемный работник в малом бизнесе — кто защитит его права?

Для желающих, и не только предпринимателей, обсудить за «круглым столом» эти проблемы сообщаем контактный телефон — 21-09-45.



Читайте также: