Ворота в мир Миттова

«Сказ о Волге» («Волга былинная») работы Анатолия МиттоваВ галерее «Серебряный век» открыта выставка пленэрных работ, посвященная 80-летию со дня рождения Анатолия Миттова, организованная Союзом чувашских художников. Украшением и центром экспозиции стал «Сказ о Волге» («Волга былинная») 1962 года. Холст экспонируется впервые и только сейчас стал доступен широкой зрительской аудитории. Об этом произведении чувашского гения рассказывает главный хранитель ЧГХМ Георгий Исаев. 
Эта работа из частной коллекции художника Алексея Иванова (Сермека). Композиционно и по размеру она близка одноименной «Волге былинной» из собрания Чувашского государственного художественного музея, которая является левой частью триптиха «Сказ о Волге». Идентичен им по композиции и темперный эскиз «Волга былинная» из собрания семьи В.И. Миттова. Зеркальной калькой упомянутым композициям является импрессионистичная «Волга с парусником» 1962 года. В каждой из них просматриваются поиски художника в разработке заданной темы.
Кроме технической «загадки» картина интересна своей стилистической неоднородностью. В отличие от единства музейного триптиха эта работа отражает еще только поиски индивидуального языка. Из всех работ Миттова, относящихся к этой серии, эта наиболее «нагружена» символическими образами, с трудом поддающимися однозначному толкованию.
Картина пробуждает определенное эмоциональное состояние: чувство переживания, вернее, хронологического «проживания» былинного прошлого. В данном случае «запуск» эмоциональных ассоциаций происходит за счет цветовых акцентов старинных стругов. Не менее важна символика двух мостов, «перекинутых» через Волгу. Первый, зримый, в виде арки и клубящихся кучевых облаков, величаво плывущих над рекой и соединяющих оба берега. И второй, незримый, врата в другое пространство. Струги, ведомые опытными кормчими, видимо, знают фарватер реки и направляются прямо к «незримым» вратам, за границей которых открывается неизвестный мир… Какую «незримую» границу охраняет утес-великан, весь «унизанный» плоскими камнями? Возможно, художник изобразил (или наметил) намогильные камни ушедших предков на его узорчатых плечах. Или это символические врата для самого художника перед входом в чувашский мир?
Уместно напомнить, что именно в последующие годы Миттов начнет разрабатывать серию работ (впоследствии циклы), посвященных чувашской старине: «Земля моих дедов», «Чувашская старина», «Алран кайми аки-сухи». Хотя еще в 1960-1961 годах при выполнении дипломной работы он уже обращался к чувашской старине. Правда, вдохновляющим посылом к тому была поэма «Нарспи» Константина Иванова. А описываемый нами холст «Волга былинная» лишен каких-либо прямых литературных рефлексий. Таким образом, «незримые» врата художника отсылают нас в мир Миттова… чувашский мир…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.