Буквально в мае Роспотребнадзором были утверждены новые правила пассажирских перевозок на железной дороге. Требования к вагонам 21 века потрясают воображение светодиодными источниками света, продуманностью ширины дверного проема и направления потока свежего воздуха, не говоря уже о креслах и диванах с обивкой из материалов с особыми гигиеническими свойствами, биотуалетах и непременных кондиционерах. Причем обновленные составы уже не такие призраки коммунизма, как может показаться. Навстречу ветру двинулись «Сапсаны» и так называемые вагоны категории «премиум».
Обо всем этом с тоской вспоминалось в недавнем путешествии этого пылающего лета из Чебоксар в Санкт-Петербург и обратно. Как известно, прямого поезда из столицы Чувашии в Северную Пальмиру нет, но есть прекрасная альтернатива – несколько «чувашских» вагонов в Канаше цепляют к поезду «Казань – Санкт-Петербург». И все довольны. За несколько лет существования такого компромисса железнодорожники даже сократили время стоянки в Канаше, которая раньше длилась больше часа. Цены, правда, за это время выросли более чем в два раза. Сейчас, например, место в купе фирменного поезда стоит более пяти тысяч рублей. А вот качество «прицепных» вагонов по общим законам физики год от года, естественно, падает. И заплатив за двоих за романтическое путешествие в культурную столицу почти 11 тысяч, вы ощутите это, извините, на собственной шкуре. Мы, например, ехали в вагонах 1979 года выпуска с деревянными окнами, которые, слава богу, еще открывались. Правда, лишь до щелочки сантиметров 15. Кондиционером в этих вагонах и не пахло, потоки от вентиляции тоже не прослеживались. Более того, в фирменном поезде «прицепного» варианта не наблюдалось ни бумажных полотенец, ни туалетной бумаги. У умывальника с почти горячей водой по старинке лежал лишь траченный кусок мыла. Но все эти мелочи по сравнению с температурой воздуха в вагоне отходили на второй план. Фирма Ситэс быстро и профессионально выполняет сервисное обслуживание кондиционеров, обслуживание систем вентиляции в жилых и производственных помещениях. На вопросы пассажиров, почему столь дорогое путешествие становится похожим на пытки, проводники разводили руками – такие вагоны выделяют. Самое удивительное, что буквально соседний вагон утопал в прохладе. Туда иногда и перемещались в туалет или к окошечку, как бедные родственники, задыхающиеся от духоты люди. И это был казанский вагончик с логотипом РЖД на борту, то есть новенький и оборудованный. Причем купившие билет в эти вагоны платили те же деньги.
Нет, конечно, терпеливые россияне понимают, что летом составов может не хватать, и чебоксарскому прицепу могут попасться потрепанные временем вагоны. Но почему одинаково заплатившие пассажиры должны ехать в столь различных по комфорту условиях? Вернее, почему же они тогда платят одинаково? А если присовокупить к этому знание цены билета на новенький «Сапсан», который стоит даже меньше, чем на лязгающий всеми фибрами «ветеран» без кондишена и глухой вентиляции, то становится и вовсе ничего не понятно.
В жарком и душном вагоне на самом видном месте висят телефоны начальника эксплуатационного вагонного участка Казань и «горячей линии». На звонок по первому телефону ответил бодрый голос, разъяснивший, что в указанных прицепных вагонах кондиционеры есть, но они просто не справляются с нагрузкой. Что без кондиционеров сегодня вагонов не существует в принципе, тем более в составе фирменных поездов, которые с таким званием без аттестации на железную дорогу не попадают. «Подумайте, – оптимистично вещали из Казани, – какие кондиционеры делали в 1979 году!» (По-моему, никаких тогда еще не делали.) Поэтому, по словам взявшего трубку, они все годные, и более того, железнодорожники могут использовать вышеуказанное «старье» вплоть до 2016 года! Ответственный из Казани заверил, что новые вагоны по возможности закупаются, но в стране кризис, а такая покупка – дело супердорогое. Хотя, конечно, у многих вызывает недоумение, что рядом со старыми прицепами для Чебоксар едут себе новенькие вагоны казанского поезда. Меня даже убеждали, что и в казанском составе вовсе не все вагоны новые. Видимо, чтобы за Чебоксары не обижалась. А когда я попросила назвать фамилию говорившего со мной большого человека из вагонного участка, то мне с раздражением ответили: «Если запишетесь ко мне на прием, то и фамилию узнаете».
Однако, чтобы узнать, что в фирменных поездах в летнее время должна быть температура не выше 26 градусов, не надо записываться на прием к начальнику «транспорного цеха». Это прописано на сайте РЖД. В требованиях, предъявляемых к фирменным поездам. Потому там и цена на билет повыше, чем на билет в простенький эконом-класс блестящего во всех смыслах «Сапсана». Но казанский железнодорожник не знал, видимо, не только этого. Как выяснилось, кондиционер на такой класс обслуживания, что бытует в упомянутых прицепных вагонах, а называется он 3П, не предусмотрен вообще. В этом мне помогла разобраться девушка с «горячей линии», которая первая в этой истории отнеслась к пассажиру по-человечески. Ей о таком печальном факте, в свою очередь, сообщили в резерве чебоксарских проводников.
Одним словом, льстить меня надеждами, что горе-вагоны, в которых невыносимо жарко летом и также холодно зимой, скоро исчезнут с чебоксарского железнодорожного горизонта, никто не стал. А в расписании и продажах билетов по Интернету вы вряд ли увидите, какого года выпуска поезд вас повезет и открывается-закрывается ли там окно. Уценивать свои услуги в связи с «тухлостью» услуги здесь никогда не умели и не умеют. В следующий раз попробую поехать на «Сапсане».
СЧ-Совет:
Как вернуть деньги за испорченную поездку?
«Закон о защите прав потребителей» гласит, что все мы имеем право на качественное оказание услуги, а перевозка именно услугой и является. Поэтому, пережив неудобства в дороге, можно для начала обратиться с претензией к руководству компании. Например, с требованием вернуть деньги за билет. Такую претензию лучше отправить заказным письмом с уведомлением или принести лично и попросить принявшее лицо расписаться на втором экземпляре. Если ваши требования компания удовлетворять отказывается, то подавайте иск в суд. Правда, разбирательство может длиться довольно долго. Например, одна из жительниц Уфы, Галина Ильина, которая двое суток провела в душном вагоне и после такой поездки сразу обратилась в медпункт, судилась с РЖД около восьми месяцев. Причем пассажиры злополучного вагона успели написать жалобу руководству железной дороги еще в поезде. В результате суд обязал ОАО «РЖД» вернуть пассажирке деньги за билет, возместить судебные расходы и выплатить три тысячи рублей за моральный вред. Так что надо просто идти на принцип. Тогда, возможно, и новые правила перевозок пассажиров станут нормой, а не исключением.