Внимательно перечитал статью Владимира Путина о вызовах России. Запала в душу фраза о том, что «не люди должны подстраиваться под существующую структуру экономики и рынка труда»… И поводом для раздумий стало появление двух целевых программ Минсельхоза РФ, а затем аналогичных документов Минсельхоза Чувашии о поддержке фермеров на период с 2012 по 2014 год. Конечно же, эти документы пробуждают искорку надежды. Недаром в районных администрациях собралось немало фермеров, ведь возможность получения миллионных грантов на воплощение подзабытой мечты сельскому работяге раньше и не снилась.
А тут на тебе… Согласно приказу Минсельхоза Чувашии от 9 декабря 2011 г. № 198 порядок конкурсного отбора крестьянских хозяйств для участия в целевых программах не только очень уж чересчур строгий к претендентам, но какойто даже скоропалительный. Фермерам, чтобы попасть в число участников конкурса, необходимо подготовить за две недели пакет документов с различными справками, рекомендациями, проектами, экспертными заключениями, бизнеспланами. К чему такая странная спешка? Неужели нельзя дать больше времени, чтобы крестьяне всё смогли просчитать, запланировать, заказать проекты, пройти экспертизу? Да и главы сельских поселений, знающие возможности инициативных земляков, не торопясь, дотошно обсудив с местными депутатами, могли бы рекомендовать районным экспертам серьезных кандидатов с большой гарантией на успех. Не грех было бы обсудить проблемы возрождения сельского хозяйства и на сходах граждан – вопрос уж жизненно важный. Дело ведь не в щедрой раздаче денег бедствующим фермерам, а в том, чтобы начать действительное возрождение сельского хозяйства страны, организовав конкретные производства.
Годами все, кому не лень, ругали, учили, призывали глав сельских поселений «поднимать экономику на местах, создавать рабочие места, открывать различные предприятия в деревнях, привлекать инвесторов и пополнять бюджет поселений своими силами». Ну вот, момент настал. Но опять местная власть осталась в стороне, ограничившись спешным подписанием заготовленных бланков. А ведь кому, как не им, знать деловые качества и потенциал претендентов, целесообразность их проектов? Именно на глав поселений и сельских депутатов нужно было опираться в отборе, а затем и требовать с них за результат.
Почему-то объявления о проведении конкурсов на отбор участников негласные. Фактически их и не было даже в разделе новости на сайтах районных администраций. А уж визиты в консультационные кабинеты и проектные фирмы мигом остужали размечтавшихся – городские архитекторы за пустяковый эскизный проект небольшого коровника запрашивали 50–80 тысяч рубликов, да плюс за срочность. А еще надо этот проект через экспертизу пропустить, тоже за деньги. И бизнесплан без денег не делают. Откуда у бедного начинающего фермера лишние деньги? А ведь все эти проекты, планы и справки нужны только для того, чтобы включить фермера в число участников конкурсного отбора. А если комиссия прокатит? Пропали деньги.
Шансы победить на конкурсе весьма шаткие, да и грантов вроде бы лишь сорок штук на всю республику, так что всем не хватит. Объявленный размер гранта в 1,1 млн. руб. может оказаться для многих неподъемным. И не лучше ли увеличить число грантов вдвое, втрое, убавив суммы до реальных аппетитов?
Помоему, нет никакой необходимости в разработке дорогостоящих красивых проектов. Не обладателям красивых сараев должны доставаться гранты, а прежде всего людям, делающим реальную работу на селе! И чтобы не насмешить людей, стоило бы передвинуть хотя бы дату рассмотрения заявок фермеров на месяцполтора, назначив этот срок, например, на 1 марта.
Конечно, неопытным фермерам помощь нужна. Но зачем же вытеснять при этом сохранившиеся небольшие колхозы и коллективные сельхозпредприятия с опытными работниками и устоявшимися традициями? Они в не меньшей степени нуждаются в господдержке, а отдача вложенных денег была бы гораздо эффективней!
В программах обязательно должны быть подчеркнуты и обязательства государства по восстановлению захиревшей ветеринарной службы на селе, по обеспечению мер организации сбыта сельхозпродукции, отсутствие которых, кстати, является главным тормозом развития животноводства, и надеяться здесь только на инициативы самоорганизации граждан по реализации продукции животноводства – значит провалить программы.
Н. АДЁР,
председатель колхоза «Первое мая»,
депутат Нижнекумашкинского сельского поселения
Шумерлинского района.