Сказать, что спектакль Елены Лемешевской и Галины Никифоровой «Нунча» на V Всероссийском театральном фестивале им. М. Горького прошел успешно, значит, ничего не сказать. Единственный балет среди драматических постановок, он стал открытием для нижегородской публики и гостей фестиваля. Исполнительница главной партии блистательная Лемешевская была награждена премией им. народного артиста РФ Н.А. Левкоева «за открытие художественных миров М. Горького в искусстве балета».
Спектакль на музыку болгарского композитора К. Ламбова по мотивам рассказов Горького можно скорее было назвать хореографической фантазией, нежели академическим балетом. Постановщикам удалось воплотить на сцене трагедию матери и дочери, полюбивших одного мужчину. Их высказывание неординарно, оно по-итальянски темпераментно и полно эмоциональных всплесков, лишено сухости благодаря множеству хореографических находок.
Фантастическая пластика в сочетании с огромным драматическим талантом помогли Лемешевской раскрыть образ наиболее многогранно: ее Нунча – не только заботливая мать. Глядя на гордо поднятую голову и стройную осанку, зрители понимали, что перед ними волевая женщина, способная на все на пути к счастью. В то же время она по-детски мечтательна и кокетлива. С каким воодушевлением Нунча крутилась перед зеркалом, словно пытаясь поймать последние лепестки уходящей молодости. Или как беспечно она резвилась вместе с детьми, будто не желая верить в надвигающуюся старость.
С восхищением и одновременной досадой героиня любовалась хорошеющей дочерью. Татьяна Альпидовская тонко передавала духовные метания Нины, разрывающейся между привязанностью к матери и страстью к приехавшему в город господину. Два женских образа прошли тяжелый путь развития: от первой сцены, где Нина, прижавшись к Нунче, покачивалась у нее на коленях, через нарастающий конфликт к жестокому финалу. В заключительной сцене перед публикой уже не мать и дочь, а две соперницы.
Трагическая история Нунчи, рассказанная языком танца, надолго запомнится нижегородским зрителям. Подтверждение этому – долгие аплодисменты «стоя» и непрекращающиеся крики «браво».
М. ЕВСЕЕВА.