Сапожки для гнома

Чебоксарский мастер Радик Смирнов создал уникальную коллекцию обуви. Сейчас в ней более 200 пар миниатюрных сапожек, босоножек, изящных лодочек, кроссовок и даже сабо. Самая крошечная пара 4 миллиметра высотой – помещается на фаланге большого пальца.
В детстве Радик больше всего обожал футбол и даже был вратарем в команде мастеров «Сталь». А в 25 лет вдруг оставил спорт и устроился учеником на чебоксарскую фабрику «Обувь».
– На самом деле совсем не вдруг, – говорит Радик. – С малых лет родители внушали мне уважение к ремеслу. Нет, не словами – личным примером. Мама была швеей, отец вообще на все руки мастер – кузнец, бондарь, слесарь, плотник… Отцу я в мужской работе помогал, а глядя на маму, на машинке строчить наловчился – сам себе вратарскую форму, перчатки шил. Да что там, она меня даже вязать научила! Так что неудивительно, что с годами мне захотелось не только ногами, но и руками поработать, создать что-то свое.
Поначалу Радик выполнял на обувной фабрике отдельные простые операции. Но уже через месяц изготовил дома свою первую пару обуви – женские лодочки из кожзаменителя. Хотелось учиться дальше. Но тогда, в начале 90-х, это было крайне сложно – ни курсов нужных, ни книг… Радику помогла модельер фабрики: подарила ему редчайшую по тем временам книгу по обувному делу, сказав «Захочешь – научишься».
Смирнов уже полностью освоил все операции по пошиву обуви, когда на предприятии начались проблемы с выплатой зарплаты. Радик уволился и открыл собственное дело, благо фабрика рассчиталась с ним пусть не деньгами, но – материалом. Пока не арендовал специальное помещение, мастер 11 лет трудился дома. Бывало, что и по 18 часов в сутки.
Конечно, приходится крутиться – днем в мастерской каблуки чинить, а ночью дома моделировать эксклюзивную обувь. В ход идут лоскуты кожи, ткань, школьные резинки, пластиковые линейки, пробки, бусинки и прочее.
А создавать коллекцию Смирнов начал, можно сказать, случайно. Просто однажды ему захотелось оставить на память одну пару обуви, изготовленную на заказ. Вот он и сшил крошечную копию. Понравилось. Так и родилось хобби, которому мастер отдает каждую свободную минуту. К собственным изделиям Радика прибавились купленные и подаренные – брелоки, миниатюрные шкатулки, пепельницы (в виде обуви, конечно). Все это богатство выставлено в мастерской Смирнова. Были уже случаи, когда клиенты, увидев крошечные модельки, заказывали «точь-в-точь такие», только в натуральную величину.
– Хрустальных туфелек я, конечно, не делал, – улыбается Радик. – Но иметь дело с уникальными материалами приходилось. По заказу шил обувь из кожи анаконды, рыбы скат, других экзотических «шкур». Пусть непросто, но надо держать марку.



Читайте также: