Именной ридикюль

Неожиданный подарок получил Ядринский художественный краеведческий музей на встрече читателей с поэтессой Светланой Березкиной. Приобретением стала видавшая виды дамская сумочка Интернет магазин Louis Vuitton.
Люди старшего поколения назвали бы эту обязательную принадлежность модниц 40-х годов прошлого века ридикюлем. Черный, на застежке. Внешне неплохо сохранился. Единственное, что потерт, нет ремешка, чтобы вешать на руку. Видно, был утрачен хозяйкой за ненадобностью. Такие ридикюли носили наши бабушки или даже прабабушки. Уже раритет.
Но ценность данной вещички как раз в том, что она сохранила тепло рук самой Тани Юн – первой чувашской киноактрисы. В эту сумочку даже уместился тоненький сборник из библиотечки «Огонька» со стихами Петра Градова. Кстати, тоже заметной творческой личности для чувашской и российской культуры. Признанный поэт, как известно, был мужем дочери Тани Юн. Его сын Андрей – внук первого чувашского актера и режиссера, организатора чувашского профессионального театра Иоакима Степановича Максимова-Кошкинского и Тани Юн. Именно они воспитали внуков, после того как в автомобильной катастрофе погибла их единственная дочь Изида.
Теперь несколько слов о том, кто такая дарительница семейных реликвий. Светлана Березкина – племянница прославленной четы. Она живет в Чебоксарах и активно пополняет фонды районного музея в Ядрине, полностью сгоревшего летом 2007 года во время пожара.
Всего по акту от нее принято 74 предмета. Среди них немало фотографий. Дело за экспозицией в музее о человеке трагической судьбы. Известно, что в 1937 году Иоакима Максимова-Кошкинского назвали «врагом народа», а его жену уволили из состава Чувашского театра. Вскоре ее выселили из квартиры. Спецтройка при НКВД ЧАССР обвинила ее в шпионской деятельности в пользу «японской разведки». Тани Юн была осуждена по статье «контрреволюционная деятельность» сроком на 8 лет с содержанием в исправительно-трудовом лагере. После ареста все чувашские кинокартины, где снималась Тани Юн, были уничтожены. Только в январе 1940 года было отменено постановление спецтройки «как неправильное» с резолюцией «освободить из-под стражи со снятием судимости». Тани Юн и Максимов-Кошкинский были освобождены как невиновные.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.