В рамках кинофестиваля состоялся специальный показ фильма «Русские жены»

«Все мы когда-то были людьми, но потом прекратили»

Трудно найти в нашем языке более глубокое, символичное и так живо отзывающееся в сердце словосочетание, чем «русские жены». Для кого-то это декабристки, добровольно поехавшие за осужденными мужьями на каторгу в Сибирь. Для кого-то — вдовы, потерявшие своих мужчин на фронтах Великой Отечественной войны. Не знаем, задумывался ли режиссер Юрий Арабов о подобной многомерности названия картины. Но то, что «Русские жены» — гораздо больше, нежели просто история москвички Кати, вышедшей замуж за албанца и заживо погребенной в чужой стране, объятой террором против советских граждан, очевидно. Убедиться в этом зрители кинотеатра «Волжский» смогли в минувшую среду на специальном показе фильма.

Говорить об эпохе не документально, а художественно, преломляя события, цифры и факты сквозь призму личности конкретного героя и проецируя исторический путь целого поколения на отдельно взятую судьбу, нелегко. Особенно если речь идет о не самой известной странице летописи.

Как максимально достоверно передать весь тот ужас, учиненный албанским диктатором Энвером Ходжей на побережье Адриатики в 1960-х годах прошлого века и не скатиться до безыскусного натурализма? Первоначально Юрий Арабов был известен как драматург и сценарист. Именно в таком качестве Министерство культуры Албании пригласило его для работы над лентой в тандеме с всемирно известным писателем, классиком албанской поэзии и прозы Исмаилом Кадаре.

Министерство культуры России тоже не осталось в стороне и выделило на производство значительные средства. Главные роли были доверены талантливым, но пока не очень известным русским и албанским актерам Полине Лиске, Бесмиру Бетраку и Лоредане Гьечи, которые только начинают заявлять о себе на большом экране. Запечатлеть в кадре новые, не растиражированные лица, не испорченные отпечатком славы и следами «звездной болезни», для Юрия Арабова вопрос принципиальный.

Творческий процесс протекал долго и мучительно. Юрий Николаевич изучал архивные материалы, общался с русской учительницей, уцелевшей в албанском лагере, и деятелями диктаторского режима. Они-то и рассказали ему о пытке, описанной в одном из эпизодов полнометражки. Заключенного сажали на цепь в душном помещении и ставили в отдалении миску с водой. Страшно представить, какие муки испытывал узник, тщетно пытавшийся дотянуться до посудины. И еще более страшно от осознания того, что эта нечеловеческая жестокость — дело рук человека. Впрочем, как говорит один из персонажей фильма, «все мы когда-то были людьми, но потом одумались и прекратили». Удивительно, насколько актуально звучит процитированная фраза в условиях современных реалий, когда мир превратился в сгусток ненависти, зверства и агрессии.

Но на экране много и другого — светлого, яркого, жизнеутверждающего, позволяющего воочию увидеть всю прелесть национальной албанской культуры. Свадебные застолья и зарисовки народного быта, восхитительные горные пейзажи и старинная архитектура Гирокастры, имеющей сегодня статус города-музея, — все это создает колоритный фон, цепляющий глаз сочностью цветовой гаммы и торжеством красоты. Наверное, поэтому после просмотра «Русских жен» так хочется жить.

Юрий Арабов, заслуженный деятель искусств России, лауреат премии Каннского кинофестиваля, режиссер фильма «Русские жены»:
«Я снимал картину о том, что любое преступление всегда наказуемо: люди, которые пытают других людей, даже не имея к ним никаких личных враждебных намерений, все равно получат воздаяние тем или иным способом. Материал сценария посвящен террору государства против личности».
Опубликовано: 22:37 1 Июнь 2023 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.