«Катюша» выходит на линию огня

Вглядываешься в эти две архивные фотографии. Они простые: ничем особо не примечательные беседы мужчин на площади и в доме. Каждый из нас может найти с десяток подобных иллюстраций за какой-то час работы в интернете.

Однако не все так просто…

Многим знакома песня «Выходила на берег Катюша…» Это ласковое имя закрепилось за одним из самых эффективных огневых средств советской артиллерии периода Великой Отечественной войны. Пять машин БМ-13 были выставлены на смотре образцов вооружения Красной Армии, проходившем под Москвой 17 июня 1941 года. Испытания нового вида вооружений были завершены за день до начала войны. А уже 28 июня, как свидетельствуют мемуары генерал-лейтенанта Алексея Нестеренко, капитану Ивану Флерову было поручено приступить к созданию первой экспериментальной батареи реактивной артиллерии. В ее состав вошли семь боевых машин. В ночь на 3 июля батарея выехала из Москвы на Западный фронт, имея боезапас около 3000 ракет М-13.

Заместитель командующего Западным фронтом генерал Андрей Еременко впоследствии так описал первое применение батареи 14 июля (по другим данным — 15) 1941 года: «Непривычный рев ракетных мин потряс воздух; как краснохвостые кометы, метнулись мины вверх. Частые и мощные взрывы поразили слух и зрение сплошным грохотом и ослепительным блеском». Эффект от разорвавшихся мин был ошеломляющим: «Солдаты противника в панике бросились бежать. Попятились назад и наши солдаты, находившиеся на переднем крае, вблизи разрывов». Начальник Генерального штаба сухопутных войск вермахта Франц Гальдер сделал в дневнике запись: «Горела земля. Плавился металл».

В научных и научно-популярных исследованиях до сего дня расходятся не только даты, но и указания на место первого применения «Катюш»: кто-то говорит об их использовании под Рудней, по другим данным — под Оршей. Однако писатель Николай Афанасьев уже давно «свел» все к одному знаменателю: «И вот подходит назначенное время, звучит команда «Залп!» Железнодорожный узел сразу охватило море огня. Второй залп пришелся по скоплению фашистских войск на переправе через реку Оршицу. Третий залп накрыл живую силу врага, скопившуюся в Рудне. После четвертого залпа инженеры-конструкторы уехали в Москву доложить о результатах экспериментальной стрельбы вышестоящему командованию».

У жителей Чувашии есть повод для гордости не только за страну в целом, но и за малую родину. В числе бойцов той первой батареи «Катюш» были и уроженцы нашей республики. В книге Николая Афанасьева «Первые залпы» так описывается эпизод отбора в батарею: «Внимание, товарищи! — крикнул Флеров. — Кто из вас артиллеристы, выходи строиться! Командам из Горького и Чувашии выйти в полном составе». Так и оказались в числе «избранных» красночетаевцы Алексей Захаров из деревни Шоля, Иван Коннов из села Штанаши, Степан Плисов из деревни Ижекей и Дмитрий Матвеев из деревни Сиделево Канашского района. В октябре 1941 года батарея, на которую немцы устроили настоящую охоту, погибла: попала в окружение у деревни Богатырь на Смоленщине, истратила весь боекомплект и была взорвана. Из 170 бойцов в живых осталось четыре с половиной десятка. В том числе и наши земляки.

В последующем судьба разбросала их далеко друг от друга. Часть ракетчиков, которым удалось пробиться к лесу, выбрав Алексея Захарова (служившего на батарее начальником радиостанции и комсоргом) командиром, спустя две недели вышла в расположение частей Красной Армии. Алексей вернулся в строй, служил в понтонно-мостовом батальоне, в августе 1942 года был тяжело ранен в боях под Ржевом. После ампутации ноги и длительного лечения демобилизовался и вернулся на родину.

Командир боевой установки сержант Иван Коннов был ранен в ногу, отбился от общей группы, после долгих блужданий в тылу у немцев встретился с партизанами и стал разведчиком в отряде Галченко. После соединения партизанского отряда с частями действующей армии перешел в штурмовую саперную бригаду. Участвовал в боях под Москвой и Сталинградом, в операции на Курской дуге. Завершил войну в Берлине.

Именно благодаря Ивану Николаевичу страна узнала о капитане Флерове и его батарее. Алексей Захаров в одном из журналов прочитал статью, обратил внимание на большое количество ошибок и неточностей в описании истории боевого применения первых «Катюш» и попросил земляка написать в редакцию.

Фото из фондов Государственного исторического архива Чувашской Республики. Сын капитана Ивана Флерова Юрий Флеров (слева) и первые ракетчики Великой Отечественной войны Иван Коннов, Дмитрий Матвеев и Алексей Захаров. г. Чебоксары.

 

Степан Плисов продолжил воевать в службе радиосвязи. 16 марта 1945 года за обеспечение связи со штабом дивизиона под огнем противника был награжден медалью «За отвагу». В наградном листе записано: «Когда немцы окружили высоту и проволочная связь оказалась перебитой, дважды установил антенну, которую немцы сбивали гранатами». Кстати, это была первая за годы войны его награда… К сожалению, в 1948 году сердце одного из первых ракетчиков из Чувашии перестало биться.

Подвиг первых ракетчиков описан в уже упоминавшейся выше книге Николая Афанасьева «Первые залпы». Алексей Захаров и Иван Коннов помогали писателю восстанавливать историю и боевой путь батареи Флерова. Именно этот эпизод запечатлен на одном из представленных фото.

Федор Козлов

 

Фото из фондов Государственного исторического архива Чувашской Республики. Автор книги «Первые залпы» Николай Афанасьев (в центре) беседует с Иваном Конновым (слева) и Алексеем Захаровым. г. Чебоксары, 1962 год.
 
Опубликовано: 15 июля 2020 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.