Роза Лизакова: Культурную среду формируют люди

Отрасли нужны специалисты, и для них надо создавать все условия

Прошло совсем немного времени со дня назначения на пост и.о. руководителя Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики Розы Лизаковой. Указ об этом подписан 5 февраля. Однако Роза Михайловна — уже опытный министр, она руководила ведомством в 2008–2012 годах, пройдя до этого путь от заведующей отделом районной библиотеки и ведущего специалиста Минкультуры до директора Национальной библиотеки. Новое назначение в юбилейный для республики год, в особо «горячее» для отрасли время, побудили нас задать министру вопросы как о насущных проблемах нашей культуры, требующих незамедлительных решений, так и будущих проектах.

— Роза Михайловна, сначала вопрос о самом назначении. Вы сразу согласились на предложение занять пост министра, вновь взяться за работу, которой уже занимались, и знаете, как это нелегко?

— Когда поступает предложение занять высокую должность, это говорит об оказываемом вам доверии. С учетом того, что я здесь уже работала, это доверие выражено не только в отношении меня, но и всех, с кем мы вместе трудились. Может быть, даже и тех, у кого я училась. Поэтому после обсуждения с моими самыми близкими людьми предложение было принято. Хотя работа действительно не легкая.

— Назначение произошло в год празднования 100-летия образования Чувашской автономии. Всю сферу культуры мобилизуют на празднование этого события, необходимо провести юбилейные торжества в Москве, других городах России. Что бы вы выделили в программе торжеств?

— Статус программы мероприятий действительно очень высок, учитывая, что указы о праздновании двух больших дат — 550-летия основания Чебоксар и 100-летия образования Чувашской автономной области изданы Президентом Российской Федерации. Распоряжением федерального правительства был утвержден план, в котором в 2020 году числится ни много ни мало 31 мероприятие. На них предусмотрены средства, и они должны быть проведены.

Я бы в программе выделила мероприятия в Чебоксарах 24 июня. В день рождения республики на Красной площади планируем представить театрализованную программу, посвященную 100-летию Чувашской автономии. Над ней уже работает режиссерско-постановочная группа. Это, конечно, и проведение Дней культуры Чувашии в Москве. Они должны состояться 3-4 июня в театре «Новая опера» и в саду «Эрмитаж». Будет показан торжественный концерт мастеров искусств Чувашской Республики. В программу Дней культуры включили и проведение 29 мая в Большом театре презентации книги Михаила Кондратьева о Максиме Дормидонтовиче Михайлове. Наконец, это торжества в Красных Четаях, которые выбраны местом проведения Дня республики в 2020 году. Мероприятия в районе тоже должны быть проведены.

— Новой командой в программу торжеств вносились какие-то коррективы?

— Да. Когда мы посмотрели план, то поняли, что перечень все-таки носит традиционный характер для нашей республики. В нем в основном отразились наши известные ежегодные фестивали. Поэтому было решено усилить ее в части более яркого представления театрального искусства и классической музыки. Мы обратились в театры Москвы с просьбой о показе спектаклей, получивших премию «Золотая Маска» в разных номинациях. При уточнении бюджета Чувашской Республики наши предложения были учтены, в июне в Театре оперы и балета состоится фестиваль «Золотая Маска». Со своими прекрасными спектаклями приедет московский театр «Новая опера».

Состоится фестиваль классической музыки «Берег классики» с приглашением известных вокалистов и симфонического оркестра. Концерты будут проходить на открытом воздухе в течение трех вечеров — 19, 20 и 21 июня. Концертные программы, в том числе и нашей симфонической капеллы, сейчас формируются.

Мюзикл Николая Казакова и Бориса Чиндыкова «Нарспи» будет показан под открытым небом на сцене в сквере имени К.В. Иванова. Пройдет выставка костюмов под названием «Золотая россыпь времен».

— В Третьяковской галерее уже открылась выставка шедевров русской живописи из коллекции Чувашского государственного художественного музея. Говорят, прекрасно прошло открытие.

— Была проведена огромная подготовительная работа музеем и Третьяковской галереей. Никак не хочу приписывать себе это мероприятие, я присутствовала лишь на финальном этапе — на самом открытии. Сотрудники Третьяковской галереи очень высоко оценивают эту коллекцию. Необходимо сказать о том, что многие работы, представленные в Третьяковке, были приобретены музеем при директоре Н.И. Садюкове, вот что значит для истории музея настоящий профессионал! Как не выразить ему наше искреннее признание! А для нас это шедевры, которые мы видели с детства, выросли с ними и гордимся, что знали их всегда. То, что Третьяковская галерея представила эти работы в Инженерном корпусе, только добавило этой гордости. Превосходная выставка, просто исключительное событие для изобразительного искусства Чувашии. Важно и то, что художественный музей обратился в Центр Грабаря, где была проведена реставрация почти 80 работ. Была проведена научно-исследовательская работа, в ходе которой у 7 работ не было подтверждено авторство.

— Да, что огорчило музейщиков и зрителей республики.

— Даже если работы потеряли авторство Рокотова, Боровиковского и Шишкина, расстраиваться не нужно, это надо принять как данность. Проведена беспрецедентная исследовательская работа.

— И сама экспозиция, видимо, тоже пример для наших музеев. Как можно экспонировать шедевры.

— Это прекрасный опыт. В этом смысле мне очень нравится подход нашего Центра современного искусства, где проведена реконструкция залов, стали появляться интересные элементы подачи. Я просто уверена, что этот опыт нас обогатит.

— Чем, по-вашему, отличается нынешняя работа в управлении культурой от той, что была десятилетие назад?

— Тем, что сейчас есть национальный проект «Культура». Это принципиальное отличие от того, что было и 10, и 20 лет назад. Потому что потребность регионов в целенаправленном финансировании восстановления объектов культурного наследия, строительства, реставрации всегда была велика. Но средств в том объеме, в котором они появились сейчас, не было.

— Вспомнить хотя бы, как мы радовались раньше каждой новой гармони в клубе…

— Совершенно верно. А сейчас существует нацпроект, который предоставляет много новых возможностей. Можно сказать, что мы дождались именно такого федерального подхода в реализации культурной политики, о котором мечтали много лет. В этом смысле федеральная культурная политика очень радует. Но это увеличивает и нашу ответственность перед бюджетом, перед нашим обществом. Потому что средства должны быть использованы эффективно, с высокой результативностью.

— С этой стороны это даже труднее.

— Наши коллеги в других министерствах начали работать в национальных проектах раньше и уже прошли этот трудный путь освоения значительных средств. Становятся видны и наши первые ошибки: в заключении контрактов, в реализации мероприятий по капремонту. Контрольно-счетная палата Госсовета республики провела аудит конкурсных процедур и расходования средств в трех наших учреждениях. И на своей последней коллегии указали нам на допущенные ошибки. Мы благодарны коллегам из Счетной палаты, это был очень внимательный и доброжелательный разговор. Мы пригласили их на семинар-совещание с директорами, главными бухгалтерами и ответственными по закупкам, где очень подробно рассмотрели эти вопросы, чтобы ошибки ни в коем случае не стали типичными и системными.

— Какие проблемы, на ваш взгляд, самые нерешенные, может быть, даже запущенные?

— Я бы ни в коем случае не говорила о запущенности дел. Вижу, какой огромный труд был проведен моими уважаемыми коллегами за эти годы. Федеральные и республиканские средства помогли значительно расширить ремонтные и реставрационные работы, строительство, закупку музыкальных инструментов и т. д.

Конечно, в отрасли были всегда, есть и сейчас вопросы, требующие своего решения. В районах происходит сокращение среднесписочной численности работников отрасли, примерно на 23 процента. Оптимизация среднесписочной численности проведена для того, чтобы увеличить среднюю заработную плату в этом секторе. Но учреждения культуры теряют именно специалистов. Строятся новые Дома культуры, проводятся их ремонт и реконструкция, но люди заняты на 0,5 и даже на 0,25 ставки. Представьте четверть ставки от 10-15 тысяч рублей. И у меня теперь вопрос к главам районов — какого качества вы хотели бы видеть работу специалистов сельских Домов культуры и библиотек? Как можно жить на эти деньги и что можно успеть сделать за 2 часа? Знаю, что невозможно отрепетировать качественный концертный номер. В результате при такой скрытой форме сокращений мы окажемся в ситуации, когда в новых или отремонтированных Домах культуры будет некому работать. Есть ощущение, что все мы, если не остановимся, можем перейти грань и вступить в стадию разрушения подлинной сущности культурной деятельности.

— Решать это надо непосредственно с главами?

— Это дело муниципалитетов: их средства, их полномочия, их обязанность сохранить доступность наших учреждений культуры, гарантированную Конституцией страны. В преддверии общероссийского голосования по поправкам в Конституцию хочу напомнить, что роль культуры как уникального наследия и культурной самобытности всех народов страны в новой редакции Основного закона усиливается и ставится в ряд ключевых ценностей и символов государства, которые необходимо поддерживать и охранять. У жителей деревень, конечно, справедливые вопросы — почему ДК открывается на пару часов в день и почему перестали репетировать те или иные творческие коллективы. Почему вдруг исчез тот или иной коллектив со званием «народный»…

— То есть возникает определенный перекос: у нас строят новые или ремонтируют старые клубы, мы радостно их открываем, а там некому работать.

— Есть реальные опасения, что из-за отсутствия специалистов пострадают прежде всего самодеятельные творческие коллективы со званием «народный». Коллективу это звание присваивается, когда он в результате изучения характерных для своей местности особенностей и манеры исполнения, используя яркий этнографический материал, формирует целостную концертную программу, воспитывает в своем составе детскую группу, ведет постоянные экспедиции и изучение фольклорного материала. И исчезновение в республике даже одного коллектива с именем «народный» — это огромная и уже невосполнимая потеря. Поэтому я бы предостерегла от механического подхода к выполнению задачи повышения зарплаты работникам культуры.

— Есть ли выход?

— Сейчас Минкультуры России приступило к обоснованию программы «Земский работник культуры». Совсем недавно мы представили по их запросу самые первые данные о потребности в специалистах и готовности к реализации программы. Это только первые подходы федерального министерства к исследованию непростой проблемы. Но мы же сейчас видим, что при объективно большой потребности районов в специалистах в муниципальных учреждениях вакансий почти нет.

В этой ситуации мы вместе с муниципальными районами должны войти в программу «Земский работник культуры» самым серьезным образом, с учетом реальной потребности жителей республики в культурной деятельности. Нужны специалисты, а для их приглашения нужно создавать все необходимые условия. Культурную среду формируют люди. Дом культуры — это не просто человек, который открывает утром дверь клуба, нужны именно специалисты: аккомпаниаторы, хореографы, хоровики, режиссеры. Коллектив Дома культуры вместе с участниками должен быть способен показать качественную концертную программу в двух отделениях. Потребность в реализации этой программы в республике большая.

— А сами программы ремонта и строительства клубов — они также будут продолжаться?

— Конечно. Районы сейчас должны продолжать работу по разработке проектно-сметной документации на строительство и на капремонт зданий. Далее мы будем направлять заявки для включения в бюджет, исходя из потребности районов. Уже к 26 апреля нужно отправить заявки на 2021-2023 годы в Минкультуры России в рамках нацпроекта «Культура».

— Вы уже успели посетить какие-то культурные учреждения. Какими вы их нашли? С чем придется разбираться в первую очередь?

— Да, выезжаю в наши учреждения, встречаюсь с руководителями и членами коллективов. Вопросы у всех вызывает централизация бухгалтерий учреждений. Нужны средства в республиканской целевой программе на реставрацию объектов культурного наследия регионального значения.

— Какие это объекты?

— Например, небольшая церковь в деревне, мемориальный дом-музей, в котором когда-то жил чувашский деятель науки или искусства, здание районного исторического или художественного музея. Они представляют культурную ценность ввиду их истории и особой архитектуры здания. Если мы не хотим, чтобы потом пришлось вкладывать немалые средства в восстановление разрушающихся объектов, нужно заниматься их реставрацией сейчас. При уточнении бюджета в этом году и на будущий год мы будем запрашивать средства на восстановление объектов культурного наследия регионального значения. Они требуют постоянного внимания.

Еще надо обязательно обратить пристальное внимание на деятельность музыкальных и художественных школ. К сожалению, обозначилась тенденция скатывания только лишь на работу в рамках общеэстетического направления. Это, наверное, проще. Но главная цель школ дополнительного образования детей прежде всего в предпрофессиональной подготовке на основе образовательных программ. Необходимо, чтобы при выборе, например, профессии музыканта была возможность весь путь обучения в музыкальной школе пройти на самом качественном уровне. Наши дети должны быть конкурентоспособны при поступлении в музыкальное училище, в консерваторию независимо от того, где живут, на селе или в крупном городе. Мы обязаны создать равные и максимальные условия для талантливых и одаренных детей, обучающихся в сельских музыкальных и художественных школах. Минобразования завершает реконструкцию Центра одаренных детей «Эткер», где мы планируем проводить интенсивные программы обучения с приглашением известных педагогов для повышения исполнительского уровня наших ребят.

Сейчас идет работа по формированию перечня объектов строительства и реконструкции объектов. Один из них — пристрой к зданию Госархива современной истории. Архивохранилище на улице Урукова уже заполнено, в ходе банкротства крупных предприятий города Чебоксары поступило много дел на хранение. Необходимо строить пристрой к фондохранилищу Государственного архива современной истории на улице Гладкова. Мы подали также заявки на включение двух объектов в инвестиционные программы по линии Минкультуры России. Важно в этом году завершить работу в Театре оперы и балета — там система вентиляции, кондиционирования, а также другие системы требуют полной замены, стоимость составляет более 150 млн рублей. Есть необходимость строительства пристроя к Музею космонавтики в селе Шоршелы, где мы хотим создать условия для хранения музейных фондов, расширения основной экспозиции и внедрения инновационных форм работы со школьниками. Есть и ряд других объектов, которые мы тоже хотели бы включить в программу развития республики.

— Наш разговор ведется накануне Дня работника культуры. Что бы вы им пожелали в их профессиональный праздник?

— Моим уважаемым коллегам в День работника культуры самые искренние пожелания успехов в творческой деятельности, счастья и семейного благополучия, здоровья и всего самого доброго. С праздником!

 

 

Фото Министерства культуры Чувашии

Опубликовано: 25 марта 2020 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.