Суставы без «скрипа»
Главный врач Центра Николай Николаев рассказывает, что десятилетняя практика работы показала: пациенты, которые проходят реабилитацию здесь же, восстанавливаются быстрее и чувствуют себя лучше.
Однако есть проблема: лечение в стационаре длится 8-12 дней, дольше пациентов держать в больнице нет необходимости, им уже не требуется лечение. А вот для прохождения полного курса реабилитации требуется больше времени.
Но если жители Чебоксар могут продолжать восстанавливаться, то приезжим, особенно из других регионов, нужно снимать номер в городской гостинице. Однако дополнительные траты не всем по карману. К этому надо добавить, что появляются новые виды реабилитации, методики совершенствуются, арсенал средств расширяется, и для этого уже не хватает имеющихся площадей. Поэтому строительство нового корпуса на 3,5 тыс. кв. метров, которое финансируется из федерального бюджета, шаг закономерный и своевременный.
СПРАВКА «СЧ»
В трехэтажное здание из главного корпуса можно будет пройти по теплому переходу. Отделение реабилитации будет работать не только для пациентов стационара, но и для амбулаторных больных — им отводится целый этаж. Здесь же разместится операционный блок для артроскопической хирургии, а также одно из травматолого-ортопедических отделений. Корпус планируется ввести в эксплуатацию уже в первом полугодии 2022 года.
Следующий этап — это строительство мини-гостиницы эконом-класса для пациентов, которые приезжают с сопровождающими. Большинство из них люди в преклонном возрасте, и опять-таки не все могут себе позволить номер в гостинице. К тому же добираться из отеля в Центр на общественном транспорте человеку с проблемами опорно-двигательного аппарата сложно. Поэтому гостиница на пять номеров и 13 койко-мест рядом с центральным входом на территорию Центра будет востребована.
Несмотря на развернувшееся строительство, на территории клиники чисто, тихо и о стройке можно догадаться только по ограждению, которое установили вокруг площадки. Все отделения работают в плановом режиме, и, пользуясь случаем, мы с фотокорреспондентом Максимом Васильевым побывали в них на экскурсии.
Самое главное, если случилось заболеть, — это выяснить причину появления болезни. Ведь нет диагноза — нет и лечения. В Центре диагностика проводится на самой современной аппаратуре. Если ультразвуковое исследование или рентгеновский снимок суставов можно сделать в разных лечебных учреждениях, то увидеть объемное изображение сустава, нуждающегося в замене, со всеми его нюансами можно только здесь.
[tm-pg-gallery id=»220673″][/tm-pg-gallery]
Рентгенолог Евгений Андронников рассказывает, что приходится постоянно учиться, потому что методы исследований непрерывно совершенствуются. Но самое сложное — это даже не учеба и освоение новых программ, которые позволяют заглянуть внутрь человека, а сделать снимок, например, плеча или локтя, когда пациент не может из-за недуга даже шевельнуть лишний раз конечностью. Тут приходится включать пространственное мышление, уложить человека так, чтобы получить идеальный для хирурга снимок. Ведь чем точнее он будет выполнен, тем быстрее будет выставлен диагноз и точнее проведена операция.
Далеко не всем, кто обращается в Центр травматологии, необходима операция. Но если вопрос о хирургическом вмешательстве встал, то пациенту очень подробно объясняют, как будет проводиться лечение. Врач-травматолог-ортопед Борис Данилов демонстрирует, как будет работать конструкция, которую имплантируют вместо больного сустава. Другой пациент уже в коридоре смеется, мол, чего тут думать: если суставы болят и «скрипят», то нужны новые, без «скрипа»!
ЦИФРА:
Более 70 тысяч человек, из которых каждый третий пациент — житель Чувашии, было прооперировано за десять лет в Центре травматологии.
Операционная в Центре — это святая святых. Чтобы в нее попасть и сделать фотографии, Максиму Васильеву пришлось переодеться, как если бы он сам стал членом хирургической бригады. Каждая операция записывается, ее можно посмотреть в конференц-зале. «Интересные» случаи наблюдают доктора помоложе, а за ходом сложных частенько следят опытные доктора, чтобы при затруднении успеть прийти на помощь коллегам. Бывает и так, что в особо тяжелых случаях, чтобы получить консультацию, врачи прямо из операционной связываются со специалистами ведущих клиник страны, например, Национального медицинского исследовательского центра травматологии и ортопедии имени Н.Н. Приорова или НМИЦ травматологии и ортопедии имени Р.Р. Вредена.
Если посмотреть статистику, то каждая вторая операция — уникальная, но для каждого человека, который прошел здесь лечение, уникален именно его случай. Когда все операционные переживания позади, пациентов перекладывают на реанимационные кровати. Делается это здесь удивительным для неискушенного человека способом: никаких санитаров на раз-два-три, все автоматизировано. Пациент лежит на специальном столе, его вместе со столом специальный подъемник перемещает на кровать так, что он даже не шелохнется. Это особенно важно после хирургических манипуляций на позвоночнике, когда небольшое смещение может обернуться осложнением, а таких операций за последние пять лет было более трех тысяч. Ну и, конечно, не надо объяснять, что эта технология бережет спины персонала…
[tm-pg-gallery id=»220672″][/tm-pg-gallery]
В реанимации пациенты обезболены, теперь их задача побыстрее выздороветь. Каждый подключен к большому количеству датчиков, сигналы от которых идут на пульт к дежурному врачу. Тут все жизненные показатели: пульс, давление, дыхание и еще много чего. На трех пациентов приходится одна медсестра, которая регулярно подходит к ним, чтобы проверить, все ли в порядке. Аппаратура аппаратурой, но человеку хочется внимания, чтобы его за руку подержали, сказали что-то ободряющее, поправили одеяло. И медсестры этим занимаются.
Но вот дело дошло до реабилитации. Пациенты учатся ходить, пользуясь «обновленными» суставами, разрабатывают руки. Малыши с детским церебральным параличом, прооперированные в центре, осваивают навык ходьбы на локомате. При помощи этого аппарата они учат правильно двигать ногами, держать спину, приучая мозг управлять мышцами. Врач-педиатр Светлана Яковлева внимательно смотрит за нагрузкой, за реакцией маленького пациента. Нельзя пропустить момент, когда он устанет: иначе потом его будет сложно уговорить продолжать лечение.
Кроме того, в центре занимаются реабилитацией людей с различными заболеваниями. Заведующая реабилитационным отделением Роза Петрова может часами рассказывать, как те или иные процедуры буквально меняют человеку жизнь. У нее в отделении проходили реабилитацию юноши, сломавшие себе шейный отдел позвоночника. Это очень тяжелая травма, и не всегда помогает даже вовремя сделанная операция. Нередко «шейники» остаются неподвижными всю оставшуюся жизнь, поэтому для нее было самой большой радостью узнать, что ее подопечный женился. Если человек теряет силу мышц, экзоскелет помогает ему задержать развитие заболевания.
Фото Максима Васильева