Насколько изменилась ситуация в сельском хозяйстве страны, где в рамках поддержки села появилсяи активно набирает обороты рынок домашних животных GoSauda: https://gosauda.kz/zhivotnye, где через интернет в формате объявлений можно выбрать и даже купить все — от аквариумных рыбок, кошек, кур и индюков до крупного рогатого скота.
Подобными вопросами задались члены президиума Кабинета Министров, на чей суд вынес новый документ Минсельхоз. Коротко очертив цели и задачи, министр попросил поддержать программу. Но председательствующий не был настроен принимать ее, что называется, без боя. Вопросы стали сыпаться как из рога изобилия. Непонятно, почему выделены именно вопросы выращивания бобовых, не самые главные на сегодня. Почему не животноводство или, например, зерно?
— А чему отдавать приоритет в животноводстве? — допытывался премьер, заметив, что эта ведущая отрасль обозначена в программе всего тремя строчками. Есть ли потенциал у населения, чтобы и дальше увеличивать поголовье скота, или это уже предел?
— Приоритеты даются всем, в том числе и фермерам, но перспектива — за крупными производствами.
Вряд ли можно было ожидать другого ответа от министра. Будучи еще недавно лидером профсоюзов Чувашии, министр не скрывал своего неодобрения по поводу проводимых в стране аграрных реформ. И сейчас он подтвердил свою приверженность бывшим колхозам и совхозам, а ныне сельхозпредприятиям более чем выразительной фразой: «Упор на мелкие товарные хозяйства не получится».
Премьер же высказался «за чуткую позицию в этом плане». Если у крестьян есть желание наращивать поголовье, то надо создавать для этого условия. Это ведь еще и решение проблемы занятости на селе. А за примером далеко ходить не надо. Ядринский председатель колхоза «Ленинская искра» А. Айдак давно отдал все кормовые угодья на откуп своим колхозникам. Они их арендуют, внося в качестве оплаты по 300 килограммов картофеля за каждые 25 соток.
Практически ни один раздел программы не остался без внимания премьера. Шла ли речь о свинокомплексах, о кормовой базе или о создании МТС — премьер желал полной ясности, в том числе и в финансовых вопросах.
— Реально ли ставим задачу, не обманываем ли себя? — усомнился он, «споткнувшись» на сумме ожидаемых средств из федерального бюджета на следующий год. Премьер посоветовал тут особо не надеяться, а просчитать возможности республиканского бюджета, который можно и «подтянуть».
У членов президиума тоже нашлись замечания. Министр дорожного строительства покритиковал программу за отсутствие ориентиров по развитию сельской инфраструктуры, заодно напомнил, что по энерговооруженности мы отстаем от соседних республик Марий Эл и Мордовии.
Министра-«дорожника» поддержал глава правительства, тут же предложив: «обозначить Минстрой» в программе — пусть, мол, идет на село и займется реконструкцией животноводческих помещений. А зачем был приглашен на заседание президиума правительства новый министр предпринимательства, с которым разработчики программы тоже советовались заранее? Только ли для того, чтобы высказать запоздалое пожелание, что «надо активнее развивать фермерское движение»?
— А где агробизнес и пресловутый фонд поддержки малого предпринимательства? Навыращивали в этом году моркови, а девать ее некуда. Где мелкооптовая торговля? В Порецком районе пустуют плодородные земли, почему не привлекаете людей, где ваши предложения?
Задавая эти вопросы, премьер обращался не только к министру предпринимательства. Назывались и другие ведомства — Минэкономики, Минфин, Министерство промышленности. Но отклика с их стороны почему-то не последовало. Отметив, что основа у программы хорошая, добротная, он все же настоял на ее доработке с учетом высказанных пожеланий.
По сути это первая комплексная программа развития АПК, разработанная в стенах Министерства сельского хозяйства и продовольствия ЧР. От прежних разрозненных программ по каждой отрасли ее отличает многое — указаны источники финансирования, доведены задания районам, предложены рабочие схемы необходимых преобразований, подсчитаны затраты. Прежние программы составлялись на пятилетку, а эта рассчитана на три года.
Реальна ли она? Сомнения есть. Например, названа ежегодная потребность села в приобретении 2000 тракторов, а поступало их до этого всего-то 130-140 штук. Во многом из-за недостатка «тягачей» в республике пустуют 15 тысяч гектаров земли. Не будут хозяйства закупать новую технику — останутся и вовсе без урожая. Хотя все, конечно, понимают, что дело тут даже не в программе, а в скромных возможностях наших сельхозпредприятий.