Руководитель Рослесхоза — о рощах в городах, зеленых щитах и лесных рантье

И в лес, и по дрова

Между редакциями «Советской Чувашии» и «Российской газеты» в декабре минувшего года был заключен договор об информационном партнерстве. Теперь наша газета, помимо прочего, может напрямую задать вопрос федеральным чиновникам, известным ученым, деятелям культуры или бизнесменам, если «РГ» проводит с ними интервью. В номере за 18 января мы уже опубликовали запись беседы с исполнительным директором Национального центра общественного контроля в сфере ЖКХ Светланой Разворотневой. А сегодня — интервью с замминистра природных ресурсов и экологии, главой Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) Иваном Валентиком. 

Началась беседа с недавнего заседания в Совете Федерации, на котором сенаторы предъявили серьезные претензии к работе Рослесхоза и его руководителя. Речь там шла в основном о незаконной заготовке древесины и о ее нелегальном обороте. В итоге спикер верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко отвела полгода на «исправление ошибок».

Иван Валентик: 

— Да, это главная проблема. Именно поэтому в прошлом году правительство утвердило межведомственный план. И сейчас на его основе ведется работа по линии не только отраслевых, но и правоохранительных органов. Постоянно работает созданная в августе 2018 года межведомственная рабочая группа, ее возглавляет вице-премьер Алексей Гордеев. Безусловно, эта работа будет продолжаться.

А чтобы она была эффективной, считает глава Рослесхоза, надо изменить лесоустройство. Когда мы точно не знаем, сколько леса было изначально, то не можем и точно оценить объемы его целевого и нецелевого использования. Лесоустройство должно вестись собственником ресурса — Российской Федерацией. Сегодня же эти полномочия распределены между РФ, регионами и бизнесом.

Необходимо также сформировать достоверную систему государственной статистической отчетности товарной лесопродукции с обязательным использованием данных ЛесЕГАИС. Создать единый порядок отпуска древесины гражданам для собственных нужд, ужесточить контроль за санитарными рубками. Ввести на уровне закона требование по внесению защищенного сопроводительного документа на транспортировку древесины в ЛесЕГАИС. Вернуть лесхозам возможность вести полноценную хозяйственную деятельность. И, наконец, увеличить численность лесной охраны, оснастить ее современным оборудованием и, самое главное, необходимым уровнем социальных гарантий.

Читатели «РГ» из Ленинградской области сетуют, что в регионе процветает спекуляция лесом. Компании, получив участки в аренду по льготным ценам, ведут себя как рантье. Перепродают их по более высокой цене. Есть трудности с подачей заявок. Почему это никто не контролирует?

Иван Валентик: 

— Действительно, раньше система подачи заявок действовала непрозрачно, но сейчас все торги проходят в электронном виде. И это серьезный инструмент, сложно необъективно отказать в приеме корректно составленной заявки. Это первое. Второе. С 1 января 2019 года начал работать совершенно другой принцип предоставления лесных участков. Раньше этим занимались по своему усмотрению региональные власти, купить участок можно было, что называется, зайдя с «черного входа». А теперь все свободные участки должны отображаться на сайтах региональных служб. Потенциальный инвестор заходит на сайт, нажимает на раздел интерактивной карты, выбирает свободный участок и инициирует процедуру проведения аукциона. Все прозрачно, и региональные власти не вправе отказать.

Что касается лесных рантье, то это действительно проблема, считает Иван Валентик. Те, кто завладел участками в конце 90-х, просто «снимают сливки» из-за того, что владеют землей. Но сегодня по закону арендовать лесной участок по конкурсу может только тот, у кого есть собственная глубокая переработка древесины.

В некоторых регионах расторгают договоры с лесными рантье, не занимающимися лесовосстановлением, охраной и защитой лесов. А окончательно их «добьют» экономические механизмы. Речь о переходе к рентному методу взимания платежей за древесину, который позволяет учитывать капиталовложения бизнеса на строительство лесных дорог, питомников и уменьшать размер базовой арендной платы на сумму инвестиций.

Вокруг самых загрязненных городов планируется создавать «зеленые щиты». Как именно это можно сделать?

Иван Валентик: 

— Изначально эта концепция предполагала восстановление лесопарковых территорий вокруг Москвы. Но мы ее расширили, и теперь каждый город может инициировать через Общественную палату процедуру создания «зеленого щита» — территории, в которой действует ограниченный режим природопользования. В идеале в этих зонах должны формироваться лесопарки, которые станут экологическим каркасом городов.

Губернаторы, по словам главы Рослесхоза, эту инициативу поддержали, и сегодня уже более сорока городов сформировали зеленые лесопарковые зоны. Например, это сделано в Смоленске, Белгороде, Новосибирске, Кемерово. Но создания только «зеленых поясов» недостаточно. Надо запрещать рядом с ними вредное производство, свалки, полигоны. Надо серьезно заниматься темой городских лесов.

До конца 2019 года все городские леса будут поставлены на кадастровый учет. Это необходимо, чтобы пресечь захват этих территорий ради коммерческих и личных целей. Второй шаг — защитить от застройки, изъятия, сохранить. Поэтому нужно корректировать нормы градостроительного планирования и проектирования. Не все регионы справляются со своими лесными полномочиями, поэтому хотя бы часть их надо передать в федеральный центр, давно настаивают в Рослесхозе.

Беседу вела Алена Узбекова
«Российская газета» — федеральный выпуск от 18 января

Вопросы партнеров

Где собирать валежник?

Газета «Советская Чувашия» (г. Чебоксары, Чувашская Республика):

С 1 января 2019 года гражданам разрешили бесплатно заготавливать валежник в лесу для личных нужд. Нет ли опасности, что эта норма позволит вывозить и полноценный лес?

Николай Пимоненко. Из лесу. 1900. Холст, масло. 109 х 80,3 см. Государственная Третьяковская галерея.

Иван Валентик: Минприроды утвердило правила заготовки и сбора недревесных ресурсов, к которым теперь относится и валежник. По ним при заготовке валежника можно собирать остатки стволов деревьев, сучьев, образовавшихся из-за естественного отмирания деревьев.

Региональные власти до 1 января 2019 года должны были внести изменения в порядок заготовки и сбора валежника. Большинство регионов уже проделали эту работу.

Собирать валежник можно в течение всего года, не уведомляя об этом власти, предельный объем не устанавливается. Однако отдельные регионы вводят более жесткие требования.

Например, в Краснодарском крае установлены порядок и сроки подачи уведомления гражданами, а также учет собранного валежника. Власти Красноярского края выделяют для сбора конкретный участок в границах лесничества. В Ханты-Мансийском автономном округе об участках сбора валежника граждан должны оповещать лесничества, размещая информацию на специальных стендах.

В Пензенской области местные законы устанавливают, что собирать валежник можно без рубки лесных насаждений и без использования любых инструментов, таких как пилы и сучкорезы. А в Пермском крае, наоборот, допускается сбор валежника в течение всего года, преимущественно в бесснежный период, с применением любых ручных инструментов без ущерба другим лесным насаждениям.

Есть еще отдельные темы, например, когда деревья рубят для расширения дорог. По Лесному кодексу право на такую древесину принадлежит Росимуществу. Организуются аукционы по ее продаже. Также Росимущество распоряжается ветровальной, буреломной и валежной древесиной, которая оказалась в воде — реках или озерах.

Опубликовано: 29 января 2019 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.