Эти слова сказал жене майор милиции Олег Коновалов, уезжая в свою последнюю командировку на Северный Кавказ. По инициативе ветеранской организации МВД республики, которую поддержал глава министерства Сергей Неяскин, погибший сотрудник был представлен к награждению орденом Мужества посмертно…
Между Шелковской и Грозным
…В мае 1995 года оперуполномоченный по особо важным делам отдела собственной безопасности МВД Чувашской Республики Олег Коновалов был откомандирован в распоряжение Главного управления оперативного штаба МВД России в Чеченской Республике сроком на 45 суток.
В это трудное для республики время, когда она представляла собой не просто «горячую точку» на карте страны, а практически поле боя, милиционеры не отсиживались в штабе. Самые опытные стражи порядка со всей России следили за тем, чтобы, несмотря на военную обстановку, местные органы внутренних дел оставались на страже закона и защищали тех, кто в этом нуждался.
Последняя проверка проводилась в ОВД Шелковского района. Закончив ее, четверо сотрудников штаба, включая Коновалова, выехали обратно не с остальными проверяющими на автобусе, а на личной машине одного из членов группы. Это было роковое решение. Основной состав бригады благополучно вернулся на базу оперативного штаба в городе Грозном. Коллеги разошлись по домам в полной уверенности, что Олег и остальные тоже приехали. Но утром никто из четверых на работу не вышел. Коновалов, Тегаев, Нарута и Гавриш пропали без вести.
Убиты, но не забыты…
По распоряжению тогдашнего министра внутренних дел Чувашии в Чеченскую Республику для проведения служебной проверки по факту безвестного исчезновения сотрудника был направлен кадровик — майор внутренней службы Владимир Трофимов. Для Владимира Александровича это было больше чем служебное задание — Олег был его другом.
Всю дорогу Трофимов с болью вспоминал, как отговаривал товарища от этой командировки. Но Олег был непреклонен. Вместе с сотрудниками МВД России Трофимов изучил все обстоятельства пропажи четверки, все, что предшествовало их последней проверке в ОВД Шелковского района, но за три месяца упорных поисков к разгадке даже не приблизился. ЧП с сотрудниками было окружено глухой стеной молчания — жители региона явно не хотели об этом говорить, опасаясь мести. Даже страничка из журнала на блок-посту станицы Червленая с отметкой о проезде автомашины с четырьмя милиционерами была вырвана и обнаружена лишь по случайности.
Все это было зловещими признаками того, что Коновалова с сослуживцами уже нет в живых. И только через четыре года, после задержания одного из главарей очередного бандформирования, жители поселка Долинский в Чечне рассказали о перестрелке вблизи населенного пункта. За поселком, в неглубокой могиле, были обнаружены останки с пулевыми отверстиями всех четырех милиционеров. Коновалова опознали в экспертном бюро Ростова-на-Дону — по сложению тела, воссозданному благодаря прижизненным фотографиям Олега…
«Будем весь Новый год мы рядом…»
Надежда Коновалова, вдова Олега Александровича, вспоминает, каким неординарным человеком был ее муж, окончивший сначала ЧГУ имени И.Н. Ульянова, а затем и высшие курсы МВД СССР в Харькове. Коллег удивляли его профессионализм и достаточно редкий для тех лет совершенный английский. Благодаря отличному знанию языка Коновалову довелось служить в Югославии в составе миротворческих сил ООН, где их главным оружием было именно слово. А Надежда знала его с другой стороны — как чуткого мужа и любящего отца, посвящавшего ей и сынишке трогательные стихи по поводам и без:
Будем весь Новый год мы рядом,
Я сынулю на руки возьму,
Посмотри на нас нежным взглядом,
Я обоих вас обниму…
Она, как будто не прошло двадцати с лишним лет, до сих пор слово в слово помнит их последний телефонный разговор. Олег рассказал жене, что видел очень плохой сон. «Береги сына!» — словно предчувствуя беду, дал на прощание наказ. Но два года спустя после пропажи Олега судьба отняла у Надежды и сына. Трагическая случайность: 11-летний мальчишка был сбит на дороге неопытной автоледи, перепутавшей педали газа и тормоза…
Муж и сын — это самые дорогие для нее люди, памятью о которых она и жива. Стихи Олега, семейные фото и воспоминания Надежда Коновалова бережет как самые бесценные реликвии. Теперь к ним прибавится и орден Мужества, которым посмертно был награжден ее супруг.
Олега Коновалова, как и погибших десять лет спустя в той же «горячей точке» майора милиции Валерия Сидорова и старшину милиции Сергея Фомина, в МВД по Чувашской Республике не забыли. Благодаря инициативе ветеранов и личному участию главы МВД генерал-майора полиции Сергея Неяскина летом нынешнего года все трое стражей порядка были удостоены высоких наград — ордена Мужества и медалей «За отвагу». Это, как говорится в известном стихотворении Роберта Рождественского, нужно не мертвым, это надо живым!
КСТАТИ
Вместе с Олегом Коноваловым посмертно были награждены майор милиции Валерий Сидоров и старшина милиции Сергей Фомин. Как уже сообщала «СЧ», медали «За отвагу» были переданы их близким накануне профессионального праздника сотрудников органов внутренних дел…
Фото из архива семьи Коноваловых: «Я и мой Олег», — подписала этот снимок Надежда Коновалова, трогательно выразив свое отношение к погибшему мужу…
Сквозь гранит вижу лица ребят,
Не вернувшихся с той войны.
В молчаливом строю стоят
Чьи-то братья, отцы, сыны.
Я сквозь слезы гляжу на них,
На друзей боевых моих:
«Здорово, Серега,
Привет, Николаич!
Вот и увиделись»…