Уход с рынка государственного перевозчика оказался почти незаметным для пассажиров
Определена дата, когда на заседании арбитражного суда будет слушаться дело о банкротстве ГУП ЧР «Чувашавтотранс». Это 27 августа 2018 года. Впрочем, и без этого пассажирские перевозки предприятие не осуществляет уже больше месяца. Коллапса не произошло. Маршруты сохранились. На них вышли частные перевозчики. Конечно, грустно, когда неплатежеспособным становится крупное предприятие с богатой историей, мощной производственной базой, квалифицированным кадровым потенциалом, но можно ли было жить по-прежнему, и главное — как? Вот с такого непростого вопроса мы и начали беседу с министром транспорта и дорожного хозяйства Чувашии Владимиром Ивановым.
Прежде чем спорить, давайте считать
— Финансовая ситуация, которая сложилась на «Чувашавтотрансе» в последние годы вызывала много беспокойства. Предприятие все глубже опускалось в долговую яму. Требуемые вливания на поддержание его жизнеспособности продолжали расти. А чтобы обеспечить его деятельность в этом и следующем году, требовалось уже примерно полмиллиарда рублей. Для бюджета республики — серьезная нагрузка. Финансовая помощь оказывалась и ранее. Тогда и стало ясно, что спасти предприятие не удастся. Ревизия машин ГУП ЧР «Чувашавтотранс» показала, что они изношены на 90 процентов. Из 350 автобусов лишь 50 не достигли критического возраста.
Ежедневно на маршруты выходило 200 единиц техники, и то благодаря мастерству ремонтников, которые обеспечивали их надежную и безопасную работу. Вопрос о покупке новых автобусов при арестованных счетах даже не ставился. Правда, в 2017 году четыре больших автобуса все же было приобретено за счет бюджета республики.
— И тем не менее банкротство, согласитесь, мера из разряда непопулярных. Как правило, это порождает домыслы и кривотолки…
— Домыслы, как вы выразились, были. Говорили, что банкротят «Чувашавтотранс» преднамеренно, чтобы отдать все перевозки в руки одного олигарха, имя, правда, не называли. Да и мы его знать не могли, потому что путь нами был избран прямо противоположный — не монополию в отрасли развивать, а конкуренцию.
Чтобы перевозчик был не один, а их было много. Именно в этом направлении Минтранс Чувашии вел работу в поисках выхода из сложившейся ситуации.
Когда у «Чувашавтотранса» заблокировали счета и стало невозможно закупать топливо для выхода в рейсы, мы объявили и провели конкурсы на замещение маршрутов, которые обслуживало государственное предприятие. В результате отобрали 32 частных перевозчика. Причем почти все они имеют немалый опыт. Пассажиры почти не ощутили на себе смену перевозчика.
— Свежо предание, но верится с трудом. Наверняка, есть недовольные?
— В первые дни поступали жалобы от жителей деревни Синьялы, города Чебоксары, Канашского района. В короткие сроки все вопросы были сняты.
Люди, когда их что-то не устраивает в транспортном обслуживании, сразу звонят на «горячую линию» в министерство, записываются на прием к главам муниципалитетов, депутатам. Я отслеживаю эту ситуацию и могу с уверенностью сказать, что серьезных нареканий на сегодня по перевозкам нет. В «Советскую Чувашию» также, знаю, никто не приходил с жалобами. Верно ведь?
— Да, вы правы, к нам люди не обращались по вопросам качества пассажирских перевозок. А что касается инициатив по спасению «Чувашавтотранса»? Исходили они от коллектива?
— Отдельные работники предлагали осуществлять выплату заработной платы в рамках межотраслевых соглашений, что серьезно усложнило бы и без того непростое финансовое состояние предприятия. Другие предложения в основном сводились к тому, чтобы убрать с дорог маршрутки и вернуть «Чувашавтотрансу» прежнюю монополию. И этого нельзя было допустить. Конкуренция должна быть в отрасли.
— А какая зарплата была в коллективе, считалось, что очень маленькая?
— У водителей при восьмичасовом рабочем дне — более 20 тысяч рублей в месяц. С переработками доходила до 30 тысяч. У отдельных водителей зарплата составляла и 40 тысяч рублей в месяц. К тому же, сегодня нечего скрывать, часть денег водители не «довозили» до кассы. На промежуточных остановках билеты людям, зачастую, не выдавались. По экспертным оценкам, «Чувашавтотранс» не досчитывался 30% выручки. Сейчас, когда на эти маршруты пришел частный перевозчик, использующий арендованные автобусы того же «Чувашавтотранса», водители стали привозить с маршрутов денег существенно больше. Отметим при этом, что до прекращения пассажирских перевозок задержек с выплатой зарплаты сотрудникам предприятия не было.
Конкуренция нужна и важна
— Получается, что частный перевозчик эффективнее государственного?
— Да. Он быстрее адаптируется к ситуации. К тому же у большинства частных перевозчиков действует упрощенная система налогообложения, которая в разы меньше. Это дает массу преимуществ.
Частник сам решает, куда потратить заработанные деньги. Вспомните, как у нас в перестроечные времена изменились дела в торговле. Какими были магазины и какими стали. Госторговля не выдержала конкуренции с индивидуальными предпринимателями. Покупателю разве стало от этого хуже? Нет. Торговые точки приобрели яркий стиль, прилавки заполнились товаром на разные вкусы, для людей с разным уровнем достатка. Конкуренция, повторюсь, нужна, если мы хотим двигаться вперед, а не топтаться на месте.
— А не начнут теперь все частники покупать микроавтобусы, от которых решено было по большей части отказаться на городских маршрутах?
— Не начнут. Мы в Минтрансе провели исследования пассажиропотоков в масштабе республики. Администрация Чебоксар провела эту работу на городских маршрутах. Собраны все необходимые данные по числу перевозимых пассажиров. Приняты документы планирования. Правильно отследить ситуацию помогла и Единая транспортная карта, там ведь фиксируются данные не только безналичной оплаты проезда, но и наличной.
Если сейчас ездят временные перевозчики, то до конца года будут заключены длительные договоры по пригородным и междугородним маршрутам.
— И когда весь механизм будет приведен в действие?
— Думаю, уже в начале следующего года. По условиям проводимых нами торгов, на каждый маршрут будет оговорено транспортное средство: большой, средней или малой вместимости. Так что на большие транспортные потоки перевозчики, имеющие только микроавтобусы, претендовать не смогут. А чтобы частным перевозчикам выгодно было покупать новые большие автобусы, мы хотим продлить сроки контрактов до 7-10 лет. За это время со стопроцентной гарантией собственники оправдают свои финансовые вложения.
К слову, сейчас банки сами предлагают всем желающим купить автобусы в лизинг.
Свято место пусто не бывает
— Хотя новая транспортная система и заработала, отладка ее будет продолжаться, надо понимать…
— Безусловно. Договоры на замещение маршрутов, которые обслуживал «Чувашавтотранс», заключены до конца года. За это время будут выявлены все недочеты, если они есть.
Для участия в проводимых нами торгах перевозчики должны представить лицензию на право перевозки пассажиров, ПТС на имеющийся автобус или договор о намерении на покупку нового. Обязательным является наличие тахографов и терминалов безналичной оплаты проезда.
Конечно же, будет учитываться опыт перевозчика и обеспеченность парка современными машинами. Если у кого-то не окажется автобуса нужной вместимости на дату проведения торгов, мы предоставим время для осуществления закупки.
— А в качестве наказания будете расторгать договоры, снимать частных перевозчиков с маршрутов?
— В обязательном порядке. Есть свежий пример. Только что мы заменили перевозчика на 109-м маршруте «Новочебоксарск (Химтехникум) — Атлашево». Предприниматель не выполнил условия, оговоренные в конкурсной документации.
Возникли вопросы и по «дачным маршрутам». На место просторных чувашавтотрансовских «ПАЗиков», где свободно размещались корзины с помидорами, сумки и рюкзаки, пришли «Газели» и «Форды», для поклажи там места нет. Людям это не понравилось. Будем с перевозчиками решать и эту проблему.
— А на маршруте «Чебоксары — Новочебоксарск» как будут осуществляться перевозки, и на каких автобусах?
— На стволовом маршруте «Чебоксары (улица Университетская) — Новочебоксарск («Сокол»)» объединим несколько маршрутов, а микроавтобусы заменим на автобусы большой и средней вместимости. Нас порой упрекают — вот мол, вместо маршруток хотели пустить большие автобусы, но пока получилось все наоборот. Это явление временное. Еще раз повторюсь, право на перевозку пассажиров у временных перевозчиков — до конца 2018 года.
В приоритете — цена и качество
— Для приведения транспортной системы Чувашии в новое качественное состояние вы используете чей-либо опыт?
— Разумеется. Включая и зарубежный. В Европе контроль за пассажирскими перевозками ведется государственными органами, а вот сами перевозки во многих странах осуществляются частными компаниями. Правда, чтобы в Лондоне или Хельсинки ходили по улицам большие автобусы, предусмотрены дотации из казны. Они весьма существенные — до 40%. Большинство регионов России прошли этап отказа от государственных перевозчиков еще несколько лет назад. А там, где еще остаются государственные компании, они, как правило, испытывают серьезные финансовые затруднения. Мы отслеживаем и эти процессы.
— Все равно ряд автобусных маршрутов в Чувашии, что ни делай, будут убыточными. Рейсы в отдаленные или малонаселенные деревни прибыли не принесут.
— Над этим мы тоже подумали. С этого года Минтранс России ввел методику, которая позволяет рассчитать максимальную цену обслуживания маршрута. От нее и будем «плясать». Теперь в торгах сможет победить тот предприниматель, который найдет способ сделать перевозки дешевле, а значит, из бюджета потребуется меньше дотаций.
— А предусмотрен ли вами какой-либо механизм контроля за деятельностью частных перевозчиков?
— Да, этот вопрос находится в стадии проработки. Будет новая структура, условно мы ее обозначили как Центр организации движения. С его созданием для перевозчиков станет обязательной установка в автобусах спутниковой системы навигации. В режиме онлайн мы сможем получать информацию о месте нахождения транспортного средства, о своевременности прибытия его на остановку и о том, прошел ли водитель медконтроль перед выходом в рейс.
— А что касается должного обслуживания и ремонта транспортных средств? Способны ли его обеспечить частные перевозчики на том уровне, который обеспечивало ГУП ЧР «Чувашавтотранс»?
— Тут я не вижу особых проблем. У определенной части частных перевозчиков хорошо налажен автосервис, имеется современное оборудование, инструмент, квалифицированный персонал. Они успевают обслужить не только себя, но и своих коллег. Зарабатывают на перевозках и дополнительно — на обслуживании автопарка.
— И вот еще один немаловажный фактор. Стоимость проезда с приходом все большего числа частников на маршруты не будет расти?
— Стоимость проезда зависит от затрат перевозчика. В соседней Казани, например, она составляет 25 рублей, в Нижнем Новгороде 26-28 рублей. В Чебоксарах проезд на троллейбусе стоит 18-20 рублей, на маршрутках 19-23 рубля.
К тому же мы сейчас прорабатываем вопрос о выпуске проездных билетов и для частных перевозчиков.
Приоритеты безопасности, цены и качества обслуживания пассажиров останутся неизменными.
— Владимир Николаевич, спасибо за откровенный разговор. Полагаю, что тема до конца не исчерпана. И мы еще к ней вернемся.
— Спасибо и вашей газете за возможность высказать свои мысли, поделиться планами. А новой встрече с читателями «Советской Чувашии» я буду только рад.
К СВЕДЕНИЮ
По вопросам пассажирских перевозок в Минтрансе Чувашии работает «горячая линия», тел. 62-48-65.
Можно написать и на адреса электронной почты: mintrans_avto@cap.ru, mintrans_raz@cap.ru
Фото Олега Мальцева: Очередей на остановках нет. График движения соблюдается, уверяют в Минтрансе.