25 марта поехал я на долгожданное свидание с творчеством Элли Михайловича Юрьева в светлый весенний юбилейный день. Из мастерской выехал пораньше, чтобы успеть до огромного наплыва поклонников его искусства окунуться в стихию живописных залов, графических станковых серий и витрин книжной графики, листов и планшетов геральдики, монетных и значковых оригиналов, и, конечно, войти в целый зал мучительно выстраданного десятилетиями знаменитого нынче «чувашского шрифта Элли Юрьева».
Многообразие видов и жанров в творчестве Элли Михайловича мне не в новость. Все его творчество за 40 лет творения я ежемесячно, ежегодно, десятилетиями видел в процессе их создания в его мастерской, а затем и на выставках. Идя на открытие выставки, предполагал увидеть весь второй этаж музея плотно заполненным творениями Юрьева, четко акцентированными по видам, жанрам и техническим решениям.
Начинался осмотр с экспозиции детских рисунков выставки-конкурса имени Э.М. Юрьева, ежегодной программы музея. До сотни рисунков заняли все фойе. Начинаю осмотр с северных залов, как положено, по солнцу. Но что это? Четыре зала выставки произведений двух ульяновских художников. Вот работы Юрьева: графика, геральдика, декоративно-прикладные виды. Все вперемешку. Три зала. Далее, на южной стороне, четыре зала пейзажной живописи Николая Егорова. И только центральный зал – это живопись Элли Юрьева. Всего представлено около ста работ Юрьева, около трети этажа.
После осмотра шок. Впечатление от выставки, что она сделана, чтобы умалить творчество художника до уровня «как все». В 2014 и 2015 годах более десятка художников занимали своими персональными выставками по целому этажу. И не в честь 80-летия, а в честь 50-, 60-, 70-летия! А эту выставку, говорят, поручили молодому сотруднику, еще не познавшему все творческое наследие Юрьева, экспозицию делали сообща, как говорят, «всем базаром».
Готовя полную персональную выставку в 340 работ, которую Элли всю передал в музей «чувашскому народу», Майя Андреевна Карачарскова в свое время почти два месяца ходила в мастерскую художника, отбирала, сортировала, формировала по видам и жанрам, каталогизировала. На сегодня все творческое наследие Юрьева находится в музее. Это упрощает формирование выставки – сиди в запаснике, перебирай, компонуй, комплектуй, оформляй, строй экспозицию и развешивай. Выставка юбилейная, плановая, празднование юбилея художника оговорил в указе Глава республики. Но ни афиш по городу, ни пригласительных билетов.
Так тихо, скромно, «полузаметно» прошла и юбилейная выставка произведений популярнейшего народного художника Виктора Немцева в честь его 80-летия, так же без афиш, без приглашений, в скромных четырех залах. Что Немцев! Выдающийся Никита Сергеевич Сверчков в свое 125-летие в феврале был еще менее замечен культурной общественностью. Он так же как Юрьев, но чуть раньше, все свое творческое наследие передал в музей «чувашскому народу». Что это, тенденция?
Творческий подвиг Элли Юрьева увековечен – его имя носит новая улица, как и детская художественная школа, был открыт музей-галерея Юрьева со штатной единицей на Президентском бульваре, создана и установлена мемориальная доска. Прошло четырнадцать лет, как не стало художника, и вот уже два года, как нет музея-галереи Элли. Тихо угасала галерея, исчезла экспозиция, пошли там тихие, случайные выставки молодых талантов, затем и более зрелых мастеров.
Указ о музее не отменен, а музея нет. А ведь достоянием Юрьева пренебрегать нельзя. Оно обязует музей на соответствующее к нему отношение. Как и на отношение к Спиридонову, Сверчкову, Миттову.
…Когда открывали музей Юрьева, я радостно подумал, что вот, наконец, появилась возможность спокойно, не спеша, поквартально, раздел за разделом экспонировать для школьников, студентов, горожан и сельчан его творения. Увы, не состоялось.
Николай КАРАЧАРСКОВ