Земной долг

 C Сергеевым мы познакомились прошлогодней зимой во время поездки в Барнаул на Всероссийский сельский сход. В чувашской делегации он значился как хозяин образцово-показательного личного подворья.
Несуетливый, какой-то даже застенчивый, Сергей Геннадьевич не привлекал особого внимания. До того момента, пока нам по прилету в Москву не стала грозить невеселая перспектива опоздать на поезд и остаться в Первопрестольной еще на сутки. Самолет сел в Шереметьеве с опозданием, до поезда оставалось сорок минут. Об электричке и думать было нечего. Сергеев связался с кем-то по сотовому, и нас уже ждали два джипа с водителями-асами. Какими-то немыслимыми переулками они доставили нас по ночной столице до Казанского вокзала, в вагон уже впрыгнули почти на ходу. Как оказалось, Сергея выручили московские друзья.
Наша память так устроена, что человек нередко запоминается именно такими вот деталями. После этого невольно начинаешь присматриваться к нему, и обнаруживаются другие, более глубокие составляющие его натуры. В тех барнаульских мимолетных беседах Сергей обмолвился, что в своем Еметкине Козловского района он поставил цель доказать, что и в деревне можно жить лучше, чем в городе, прежде всего в жилищно-бытовом плане. Захотелось посмотреть, как ему это удается.
…Еметкино – селение большое. Некогда крупный совхоз «Родина» (затем одноименный СХПК) приказал долго жить, и сейчас в деревне хозяйствуют фермеры, которых уже с полсотни, и единоличники – так еще по советской старинке называют владельцев личных подворий.
Еще года четыре назад подворье Сергеевых мало чем отличалось от остальных деревенских: корова, несколько свиней, телята, в поле – картошка, на огороде – овощи. Но как только стали давать льготные кредиты по национальному агропроекту, Сергеевы сразу решили, что такой шанс упускать нельзя. На первый заем закупили несколько поросят, благополучно их вырастили и реализовали. Взяли еще один кредит, потом еще, благо кредитная история позволяла. Сергей даже отмечен благодарностью главы Россельхозбанка как 200-тысячный заемщик на развитие подворий. Мой вопрос, долго ли еще погашать кредит, он переадресовывает жене Ирине, «все финансовые дела она ведет». Ирина по образованию бухгалтер-экономист, работает в филиале одной страховой компании, а дома – главный финансист.
Сергей показывает подворье, попросту – скотный двор. Он у него в отличие от издавна принятого порядка на селе стоит поодаль от дома. Вот вам первое «приближение» к городской среде – войдя в сени дома, не почувствуешь запаха навоза, как в большинстве сельских подворий. Да и рядом с «фермой» практически ничем не пахнет – тут уж виден хороший хозяин, по графику тщательно следящий за помещением.
А оно сейчас заселено плотно. В стойлах две буренки, с пяток телят и бычков. И две козы – это уже только для личных нужд. Дальше – свинарник, где обитают более 60 чушек. Сначала выращивали их только на реализацию, а со временем взялись уже и за воспроизводство. Недавно получили первый опорос, так что тратиться на приобретение «сырья» для откорма теперь не придется. Да и с кормом вопросов нет. Излишки молока от буренок ввиду низкой закупочной цены Сергеевы посчитали выгодней использовать на выпаивание поросят. В планах купить еще пару коров, поскольку поголовье свиного молодняка, видимо, будет увеличиваться.
Репродукцией свиней Сергеев решил заняться с дальним прицелом. В Барнауле на сходе, говорит, много интересовался у коллег, как наладить колбасный мини-цех прямо на подворье. Чтобы выпускать не такие суррогаты, которыми сейчас заполонены городские магазины, а настоящую колбасу, какую производили в прежние времена. Копчением сала, рыбы Сергей занимается уже давно, навыки есть. Но для колбасного производства потребуется в первую очередь собственное натуральное сырье. Оно у него и сейчас пользуется высокой репутацией. За мясом приезжают оптовики из Казани, Чебоксар, Новочебоксарска. За ценой не стоят – им нужна прежде всего качественная продукция.
С прошлого сезона Сергеев стал осваивать и картофельный бизнес. Один двухгектарный пай полностью занял вторым хлебом, сейчас собирает урожай. По нынешнему засушливому году неплохой – с гектара выходит в среднем 240 центнеров.
Со сбытом проблемы пока нет – с одними оптовиками уже имеются связи, с другими налаживаются.
О доходах с подворья Сергеев, как настоящий хозяин, распространяться не любит. Однако о том, что они неплохие, свидетельствует дом. Еще в начале 90-х годов хозяин выкупил у начавшего разваливаться совхоза остов типового дома. И вот с тех пор благоустраивает его, буквально холит. Комнат в доме сейчас сразу и не сосчитаешь. В них современнейшая мебель, ковры, радиотехника. Есть ванная, туалет – чем не городская квартира, причем элитная.
Два года назад в Еметкино приезжал тогдашний министр сельского хозяйства России А. Гордеев. Намечалось показать ему хозяйство Сергеевых. «Мы вовсю приготовились, стол накрыли, тесть, которому под 90 лет, с фронтовыми наградами пришел, но зайти к нам министр не смог – график. Удалось поговорить с ним только на улице», – рассказывает Сергей.
Работать приходится пока и на детей – сын Геннадий и старшая дочь Ксюша учатся в Чувашском госуниверситете. Ксюша – будущий врач, но «доить корову умеет хорошо», с гордостью говорит Ирина. Да и младшая, восьмиклассница Света, незаменимая помощница по хозяйству.
Много говорить Сергеев не любит, хвастаться – тем более. Но с того, в чем он убежден, чувствуется, его вряд ли свернешь. «Не понимаю тех, кто бегает из партии в партию. Сам я в душе, наверное, на всю жизнь останусь комсомольцем». У Сергеева действительно яркое комсомольское прошлое: в совхозе был комсоргом, в бюро обкома комсомола состоял. И не стыдится этого.
Не хотелось бы, да приходится касаться пресловутой деревенской завистливости. Так и продолжают у нас не любить тех, у кого дом выше одного этажа, а в доме суперсовременная мебель да теплый санузел с душевой кабиной. А уж если в гараже еще и две машины – совсем плохо…
Не любят и Сергея, причем под свою нелюбовь подчас подводят этакую классовую базу. Один односельчанин как-то раз заявил Сергееву: «Кто ты такой? Подумаешь, с навозом возишься…» Насчет себя заявитель распространяться не любит, поскольку у него нет ни машины, ни приличного дома, ни сносной обстановки в нем. Зато в избытке классового гнева. Да всех Сергеевых не жалуют. Двоюродный брат Сергея Владимир – один из местных преуспевающих фермеров. Его подворье напоминает тракторный парк небольшого общественного хозяйства – столько в нем техники. И ему достается. А один из родных братьев, Юрий, – на редкость мастеровитый. Помогал Сергею дом отделать. Сейчас работает в Москве, только не как заурядный гастарбайтер. У него там такая репутация, что заказчики сами приезжают в Еметкино за ним. По словам Сергея, Юрий отделывал дачи одного из вице-премьеров российского правительства и известного политолога. В итоге заклеймен как непатриот села, гоняющийся за длинным рублем.
Я тоже завидую Сергею. И не только тому, как хорошо живет его семья, но и его мужеству. Более двадцати лет назад потеряв в аварии ногу (ходит на протезе), он не сломался и не стал ныть, как некоторые его вполне здоровые односельчане, а достойно, как настоящий мужик исполняет свой долг главы семьи. И человеческий долг в целом. Вот чему надо в первую очередь завидовать.

Опубликовано: 19 сентября 2009 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.