Квота на буренку

Последние проводы буренки? Фото с сайта photopolygo.comКОМУ МЕШАЕТ ЖИВНОСТЬ НА ЧУЖОМ ПОДВОРЬЕ?

На днях премьер-министр Дмитрий Медведев поручил федеральному Минсельхозу изучить предложение губернатора Ставропольского края об ограничении численности коров на личном подворье до пяти, овец – до двадцати голов и до конца сентября разработать соответствующие нормативные документы. Инициатива вызвала шквал эмоций среди сельчан.
СЕКВЕСТР УЖЕ ПРОХОДИЛИ
Губернатор Владимир Владимиров обнаружил в своей области ЛПХ, где держат десятки тысяч овец и десятки буренок и бычков. При этом хозяин подворья «не индивидуальный предприниматель, страховых взносов не платит, в отсутствие земли у себя занимается фактически вредительством и создает социальную напряженность». Поэтому, по мнению Владимирова, пора внести изменения в закон о личном подсобном хозяйстве или предусмотреть возможность введения таких ограничений на уровне субъектов.
Инициатива имеет исторический аналог. При Хрущеве площади участков, предоставляемых колхозникам для ЛПХ, были сокращены с 0,5-0,25 до 0,25-0,1 га. Огороды «обрезали» подчас до самого дома. А на коз ввели такой налог, что хозяева тут же отправляли их на бойню. Все это способствовало оттоку сельчан в город, в целом по стране, по некоторым данным, переехали около 7 млн. человек.
Такая политика тотального обобществления продолжалась и далее. Даже в 1970-х годах доходило до того, что в иных колхозах Чувашии совсем запрещали держать коров в личных хозяйствах. Так было, в частности, в знаменитом колхозе «Победа» Яльчикского района. Довод был такой: нечего тратить силы на свой двор, надо полностью отдаваться колхозу…
Но были и такие, кто понимал, что качество работы на себя и на «все вокруг колхозное» совершенно разное. Незабвенный Аркадий Айдак раздавал колхозных бычков на откорм по дворам, а когда они достигали нужной кондиции, забирал обратно и сдавал. И людям выгода, и хозяйству.
ЕДИНОЛИЧНИКИ ПРОТИВ
На хозяйства населения нашей республики, по данным Чувашстата на 1 июля нынешнего года, приходилось 62,4 проц. всего поголовья крупного рогатого скота. В том числе 67,8 проц. коров, 95,3 – овец и коз. Овечек сейчас держат намного меньше, чем прежде, но вот буренок у иных единоличников на дворе до десятка и больше. Как, к примеру, у Александра Иванова из Старотиньгешского сельского поселения Ядринского района…
– Если пойти по такому пути, как предлагают, народ распродаст оставшихся коров, – говорит Александр. – Я сам еще недавно держал 12 голов, но цены на молоко неустойчивые, пришлось подсократить. Есть у нас в деревне и те, кто вместо двух одну оставил. А если заставят таких, как я, ужаться до пяти, то кое-кто просто одной ограничится.
В деревне Стрелецкой этого же района живет другой успешный единоличник – Геннадий Павлов. Зоотехник по профессии, он с семьей тоже ведет крупное личное хозяйство. Шесть лет назад руководство республики даже отметило Геннадия Павловича премией за то, что его ЛПХ произвело за год продукции на 1 миллион рублей. В «Советской Чувашии» о Павловых был написан очерк. Тогда семья держала 12 коров, небольшое стадо бычков, гусей, кур да свиней. И продолжает заниматься хозяйством, практически не сворачивая поголовье. Что будет дальше, если заставят сократить «безналоговую» живность, пока не знают…
Словом, отношение у единоличников к секвестру отрицательное, а иным оно, впрочем, и быть не могло. В то же время районное сельскохозяйственное руководство считает, что лимит на безналоговое поголовье надо вводить. А то единоличники находятся в более выгодном положении, чем фермеры, которым приходится строго и солидными платежами рассчитываться с государством. Правда, те имеют доступ к «длинным» льготным кредитам.
Сказать, что частники совсем не желают обретать законный фермерский статус, нельзя. Не первый год действует программа поддержки начинающих фермеров, по которой единоличники могут стать таковыми с получением гранта в размере до миллиона рублей. И отбоя от желающих нет. Как, впрочем, немало и частников, предпочитающих не светиться в гордом фермерском звании.
Но в стране наблюдается и обратная тенденция. По словам президента Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств России Владимира Плотникова, приведенным газетой «Коммерсант», фермеры все чаще перерегистрируются в ЛПХ, на что их толкает административный произвол.
КОМУ ЭТО ВЫГОДНО?
Иные противники предлагаемого нововведения считают даже, что ограничения для ЛПХ могут привести страну к карточной системе и дефициту. В данной инициативе некоторые аналитики усматривают лоббистские усилия крупных агропроизводителей, у которых частники «путаются под ногами».
Действительно, и в нашей республике эффективность крупных сельхозпредприятий выше, чем у ЛПХ. В том числе в производстве молока. Поэтому Минсельхоз Чувашии делает ставку на такие сельхозорганизации, что вполне оправданно. Но и единоличников надо всячески поддерживать, опять же исходя из пока еще существенной доли как поголовья, так и производимой ими продукции. Те, кто держит по десятку коров, по нынешним меркам просто герои. Но одни они не удержат поголовье. Старикам на селе становится не под силу уход за буренкой, а большинство молодых просто чураются этого, зарабатывая на жизнь где-нибудь в Москве.
Естественно, министерство не сможет пойти вразрез с федеральной политикой. Но здесь приводят такой довод в пользу сокращения «безналогового» поголовья: мол, обширное стадо на дворе у одного сельчанина доставляет неудобства соседям… Санитарно-технический аргумент, короче, который приводится и авторами инициативы.
Но запахами навоза на селе мало кого сразишь. А для тех, кто жалуется на запах, шум и так далее, есть множество служб, которые обязаны следить за порядком и реагировать. Это совсем другой вопрос. Тут, скорее, подоплека моральная, замешанная на исконной соседской зависти. «Я не хочу об этом даже слышать! – заявил один знакомый частник. – Люди, которым мешает подсобное хозяйство, – бездельники и лодыри, которые не желают работать. Они хотят наслаждаться свежим воздухом, как им кажется, а сами живут, как бы сказать помягче, в навозе».
В итоге не получится ли так, что единоличников, пожелавших стать фермерами, не прибавится, а желающих свести со двора даже не лишнюю, а последнюю буренку, станет больше? А молока соответственно меньше – отечественного, заметьте, так необходимого для импортозамещения.

 

КСТАТИ
По сообщению РИА «Новости», премьер-министр РФ Дмитрий Медведев призвал прекратить «вздорные дискуссии» по поголовью скота и птицы в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ), отметив, что решений по данному вопросу нет и может не быть вовсе.
«Еще одна тема, потому что она приобрела определенный резонанс… Надо прекратить всякие вздорные дискуссии на эту тему. Губернаторы просили проанализировать ситуацию, касающуюся регламентации личного подсобного хозяйства, чтобы не было манипуляций статусом. Такое поручение дано, но сфера чувствительная, никаких решений пока нет. Я вовсе не уверен, что они будут», – сказал Дмитрий Медведев, выступая на заседании правительства.
Профильные ведомства по поручению премьера сейчас рассматривают вопрос о введении ограничений на численность скота и птицы в ЛПХ. Предложения должны быть направлены в правительство до 23 сентября. При этом представители правительства ранее на текущей неделе уже поспешили успокоить общественность: вице-премьер Аркадий Дворкович заверил, что принудительного сокращения поголовья скота не будет, а глава Минсельхоза России Александр Ткачев заявил, что на излишки скота в подсобных хозяйствах пока не планируется вводить и специальный налог.

Опубликовано: 19 августа 2015 г.


Читайте также:

2 Ответы

  1. Данное предложение вполне разумное.
    По такому принципу существует сельское хозяйство во всём мире, кроме стран Африки и арабских государств.

  2. А почему официальный фермер должен платить налоги, а «подпольные» нет?
    Почему те, кто не платит налоги имеют возможность пользоваться всеми социальными благами (образование, медицина) за чужой счёт?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.