Чувашские узоры обрели свой дом

Фото Олега МАЛЬЦЕВАВ ЧЕБОКСАРАХ ОТКРЫТ МУЗЕЙ ВЫШИВКИ

Отныне все, связанное с чувашской вышивкой, ее историей, настоящим и будущим, найдет свое место в одном из примечательных зданий в самом центре Чебоксар. Накануне Дня республики в городе торжественно открыли Музей чувашской вышивки.
Наши чудесные вышивальщицы и специалисты, много лет отдавшие изучению и развитию такого уникального искусства, как чувашская вышивка, были совершенно счастливы. Сегодняшние гуру чувашской вышивки Мария Семакова и Евгения Жачева, доктор искусствоведения Алексей Трофимов выглядели именинниками. Это был их день. Впрочем, как и всех, кто любит древнее искусство и почитает это национальное достояние.
Торжество, на которое прибыл врио Главы Чувашской Республики Михаил Игнатьев и другие официальные лица, стартовало во внутреннем дворике красивого старого здания, начинающего новую жизнь в качестве музея. Первые же слова народного мастера России Марии Симаковой были о том, что в мире ничего лучше чувашской вышивки нет. Михаил Игнатьев с этим согласен и открытие музея называет большим событием, подчеркивая, что подобная площадка необходима, она позволит демонстрировать не только исторические образцы народного творчества, но и работы современных мастеров. Министр культуры, по делам национальностей и архивного дела Вадим Ефимов объяснил, что новый музей должен стать и просветительским, и культурно-­досуговым центром, привлекательным туристическим ресурсом.
Фото Олега МАЛЬЦЕВАВ здании, которому уже 100 лет, и где последние несколько десятилетий находился Дом народного творчества, сделан ремонт. Первый этаж сразу и не узнать. В холле дизайнеры сделали ход конем, украсив стены сокровищами, не уступающими старинным вышивкам, а именно панно и эмалями народного художника Чувашии Праски Витти, которые он во многом строит на изображениях чувашских символов. Правда, на этом дизайнерская мысль заканчивается, уступая место самим экспонатам, которые выигрышно смотрятся на бело-­сером фоне музейных стен.
В первом зале собраны исторические артефакты. А экспозицию музейщики начинают с имен первых исследователей чувашской вышивки, с болгарских исторических параллелей, рунического письма, то есть вышивка выступает как продолжение древней письменности.
– Как удалось так хорошо сохранить работы 18 века? – изумился Михаил Игнатьев, рассматривая тонкие переплетения старого шелка.
– Все дело в качестве материала, натуральных красках, – объяснила гостю директор Национального музея, филиалом которого стал новый музей, Ирина Меньшикова. Она же рассказала, что следующим этапом развития нового детища станет создание «Серебряной кладовой», где будут собраны и раритеты изделий из серебра, организованы мастерские для реставрации и учебные классы. Напомним, что проект музея стал победителем конкурса на получение гранта Главы Чувашской Республики. И сегодня представлен лишь первый его этап.
Второй зал отражает прошлое и настоящее Альгешевской фабрики «Паха тере», где почетное место занимает ткацкий станок лишь немногим «моложе» самой фабрики, отметившей недавно свое 90-летие. Гости, однако, сразу же принялись обсуждать современную одежду в национальном стиле, которая при надлежащем умении ее преподнести может стать весьма востребованной.
В Национальном музее, а теперь и в музее чувашской вышивки, прекрасно понимают, что открытие – это лишь начало большой работы. В сегодняшнем виде музей представляет собой лишь выставочный вариант, здесь еще должны появиться демонстрационный зал, выставочная площадь для работ современных мастеров, выставка-продажа, будет вестись и полноценная научная работа.

Юлия ИВАНОВА, завотделом изобразительного и декоративно­-прикладного искусства Дома народного творчества Минкультуры России:
– Вышивка – это действительно национальное достояние чувашского народа. Достойно ее представить – очень сложная задача. Поэтому открытие столь уникального музея – хороший повод для того, чтобы сделать это в республике на хорошем уровне. В стране сегодня гордятся музеем кружева в Вологде, и это действительно музей мирового значения. Надеюсь, что со временем Музей чувашской вышивки достигнет таких же высот.
Геннадий ИВАНОВ-­ОРКОВ, заведующий научно­-исследовательским отделом Чувашского художественного музея:
– Значение музея в том, что он позволяет шире показать уникальные подлинные образцы. В музейных фондах накоплено много экспонатов, и всегда есть проблема показа. В новом музее пока еще простые подходы к экспонированию, представлению, формам подачи. Надо еще подумать над концепцией. Но теперь есть в буквальном смысле пространство, и мы имеем возможность посмотреть подлинники. Здесь можно будет проследить связь узора с костюмом, показать более древние артефакты, археологию, в Национальном музее все это есть.

Опубликовано: 25 июня 2015 г.


Читайте также:

2 Ответы

  1. А почему Геннадия Николаевича так назвали смешно? У него фамилия через дефис пишется))))))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.