Геннадий Матвеев: Для нас общение – лекарство для души

Геннадий Матвеев с земляками - курсантами Сызранского училищаВесь в хлопотах нынче Геннадий Матвеев – председатель местной структуры Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы «Инвалиды войны». На финишной прямой подготовка к празднованию Международного дня инвалидов и 13-й годовщины своей организации. Однако для беседы с корреспондентом «СЧ» он все же отыскал время в плотном рабочем графике и сразу же предложил: «Давайте поговорим по существу, о наболевшем». Так что же волнует сегодня одного из активных лидеров ветеранского движения республики?

ПУБЛИЧНОСТЬ – ЭТО ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
– Насколько, Геннадий Петрович, объективно утверждение, что в нашей стране и республике уделяется большое внимание решению проблем инвалидов как одной из важнейших задач в области социальной политики?
– Поверьте человеку, который «в теме» и изучил вопрос изнутри. На наших глазах пройден путь от организации обычного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения лицами, ставшими инвалидами во время боевых действий, квалифицированной реабилитации. Нам повезло жить в такой республике, где действительно помогают людям. Отрадно, что социальное партнерство выходит на более высокий уровень. Растет понимание, что в суете будней ветеранам не хватает общения. Чего скрывать, когда служили и воевали, всегда мечтали: вот приедем домой на гражданку и наговоримся всласть. Жаль, по жизни не так, нас постоянно разбрасывает. Простого человеческого общения не хватает. Телесные раны с помощью медицины могут зарубцеваться, а вот душевные…
– Вы себя считаете публичным человеком?
– Никогда об этом не задумывался. Но, проводя эту работу, скажу прямо: не для галочки взвалил такую нагрузку. Скорее всего, люди, власть и ветераны-­инвалиды оценили результаты повседневной работы. Волей-­неволей мне приходится каждый раз стараться выйти на какой­-то новый уровень. Поэтому публичность является одной из составляющих работы председателя общественной организации, хочешь того или нет. И к организации люди хорошо относятся, если видят, что у нас сплоченность, мы сами рвемся что­-то доброе сделать. Мы не требуем незаконных благ, как говорится, не рвем на груди тельняшку, мол, «воевали и кровь проливали, значит, нам все вокруг обязаны». Такое поведение никогда не доводило до хорошего. А вот когда чиновник видит, что мы приходим с какой-­то идеей и готовы сами участвовать в ее реализации, то начальнику деваться некуда. Вот и складывается социальное партнерство.
– Уместно подчеркнуть, что организация «Инвалиды войны» – своего рода проверенная в деле общественная сила, которая «вливается» в государственную политику социальной поддержки этой категории граждан.
– И это действительно так. Вот нас 600 человек, в основном они идут решать вопросы сюда, в наш штаб. Государство свои обязательства по закону выполняет сполна, выдавая пенсии, пособия, путевки. Но этого недостаточно, например, в плане реабилитации молодых покалеченных людей. До сих пор не разработаны механизмы, как правильно это делать. Мы сами лучше знаем, что Иванову или Петрову нужно в данный момент с его состоянием здоровья, с его травмами, потому что доходим до каждого человека. Товарищи по несчастью лучше его понимают. Спасибо, государство дало возможность излечения. В республике один из лучших в России госпиталей. Планомерно ведется профилактика заболеваний, Минздравсоцразвития Чувашии выдает путевки на санаторно­-курортное лечение. В этом плане мы, пожалуй, «впереди Европы всей». Качественное обслуживание инвалидов и ветеранов у нас налажено, госпиталь действует в полной мере, иногда даже не хватает мест.

«Только обладая высокой нравст­венностью, можно стать настоящим человеком, умеющим творить, трудиться и защищать Отечество во имя жизни и мира на земле».

КРЕПКОЕ ПЛЕЧО ТОВАРИЩА
– Что вас особенно беспокоит?
– Не продуман механизм реализации программы «Доступная среда». У чиновника инструкции, выше них ему не прыгнуть. Действуют методические рекомендации, разработанные на российском уровне. Но в работе с инвалидами и ветеранами нужна гибкость и другие подходы. Наша организация – некая площадка, где мы стараемся снизить социальную напряженность. Поэтому люди, не находя поддержки в иных кабинетах, идут в общественную организацию. У нас 190 инвалидов боевых действий. Они получают то, что им необходимо в первую очередь: общение, поддержку, сплоченность. Многие мероприятия связаны со спортом. Для «колясочников» и менее мобильных групп имеются свои виды. Но всегда физкультурные мероприятия, как на днях фестиваль инвалидного спорта в Новочебоксарске, и спартакиаду, которую запустили в 2010 году, мы завершаем перетягиванием каната. Значит, и мы можем что-­то полезное внести в пропаганду здорового образа жизни. Используем все, чтобы людям было интересно в нашем братстве. За счет чего выживаем? Потому что помогаем друг другу.
– Извините за вопрос: даже на вашем «афганском» поле в республике шесть общественных организаций. Не тесновато ли?
– Бывало, даже «толкались», но я давно понял, что проигрывает тот, кто объединился для каких­то выгод и политического пиара, карьерного роста и меркантильных интересов. Многие организации используют громкое название. У нас тайн нет, мы ничего не скрываем. Зато регулярно проводим серьезные массовые мероприятия, которые предназначены не для того, чтобы заработать проходной балл. Наша задача, повторюсь, помочь друг другу. Могу заявить, что организация «Инвалиды войны» – реально действующая, имеющая авторитет на российском уровне, в первой десятке лучших региональных ячеек. Наша активность материально стимулируется, все знают об этом и стараются поддерживать высокий рейтинг.
– Не было попыток эту «афганскую» силу объединить?
– Такого объединения, по­-моему, на практике не будет никогда. Да и зачем, у нас сформировались дружные коллективы единомышленников. Не случайно несколько раз и я употребил слово «братство». Это как большая семья. А дружить не возбраняется.
– Приближается 35-­летие ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Интернациональный долг довелось исполнить и вам…
– Извините, но лично я не радуюсь этой дате. Более 600 тысяч покалеченных судеб, множество убитых и раненых, сколько семей распалось… Это наша вечная боль и память. Страна не готова была встречать поколение, побывавшее на беспощадной войне.
Все думали, что ребята «дембельнутся», и будет разрублен «гордиев узел». Ан нет, до сих пор аукаются проблемы «афганцев». Наша организация относится к этой странице истории, как к политической дате. Мы всегда отмечаем светлый день – 15 февраля 1989 года, возвращение солдат с войны. У нас свой День Победы, как и у фронтовиков Великой Отечественной. Для меня, кадрового офицера, все равно где служить, профессия наша ответственная – Родину защищать. Но это была радость для рядовых бойцов, для их матерей. Поколение тогда боевое было, никто не боялся служить в Афгане.
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТОВ
– В чем особенность патриотического воспитания сегодня? Одно дело одеть ребят в красивую форму и научить держать парадный строй…
– Убежден, самое главное, надо уходить от кампанейшины. В республике на высоком уровне проводится месячник военно­-патриотической работы. Но в некоторых школах увлекаются количеством мероприятий, там все бегом-­бегом. За один февраль молодое поколение в духе любви к Родине не воспитаешь. Работа со школьниками должна проводиться регулярно и ежедневно силами учителей. А мы, ветераны, встречаясь с детьми, выступаем в роли, извините, наглядного пособия. Пусть организаторы уроков и встреч приводят нас в пример, ведь мы только содействуем патриотическому воспитанию. Стараемся быть полезными, ходим на уроки мужества.
– За все, как говорится, не возьмешься, а какое направление развивает ваша общественная организация?
– Очень важный момент – выбор профессии военного. Научить любить свою малую родину – это тоже патриотическое воспитание. В 2008 году ребят из Чебоксар и Ходарского школьного клуба Шумерлинского района я свозил к вертолетчикам в Сызранское училище. Горжусь, что один из мальчишек, Алексей Васильев из чебоксарской школы № 61, загорелся мечтой и окончил училище с отличием, теперь он командир экипажа вертолета. В прошлом году среди первокурсников было уже семеро ребят из Чувашии. Начальник вуза Александр Асанов признался: ни с одним регионом он так тесно не сотрудничает, как с Чувашией. В этом году «чувашский» набор составил 17 юношей – 12 выпускников школ и 5 призывников. Многие хотят походить на земляка – Героя России генерал-­лейтенанта Николая Гаврилова, окончившего это училище. Меня как­-то спросили: долго ли еще я буду туда возить мальчишек. Я ответил: пока половина курсантов не будет родом из Чувашии.
– Посоветуйте, как работу по патриотическому воспитанию молодежи оградить от формального подхода?
– Каждому из нас очень важно знать и помнить свою историю, подвиги нашего народа. А задача ветеранов – донести до наших детей, что только обладая высокой нравственностью, можно стать настоящим человеком, умеющим творить, трудиться и защищать Отечество во имя жизни и мира на земле.
НАРОДНЫЙ ФРОНТ – РЕАЛЬНАЯ СИЛА
– Однажды вы, Геннадий Петрович, сказали, что Общероссийский народный фронт в Чувашии – ваше детище. И как оно поживает?
– У меня много «портфелей» на общественных началах. И в политике не новичок – доверенное лицо Президента России Владимира Путина. От предложений не отказываюсь: член совета по делам инвалидов при Главе Чувашии, работаю в Общественном совете при Минздравсоцразвития республики. Та самая публичность, с которой мы начали разговор, позволяет мне в рамках закона просить, заступаться за товарищей, поднимать злободневные проблемы. Горжусь, что при формировании ОНФ выдвинули мою кандидатуру с поручением организовать движение в республике. Задачу выполнил – создана региональная площадка ОНФ, проведена конференция, зарегистрирована общественная структура. Недавно участвовал в работе Форума действий.
– Актуальность Народного фронта сохраняется?
– На мой взгляд, если в регионе будут адекватные люди в этом движении, которые смогут соприкасаться с властными структурами и доводить до них важность поднимаемых народом проблем, тогда у ОНФ есть будущее. А если рассуждать, мол, «моя хата с краю», то толку не будет. В нашей республике, уверен, до такого не дойдет. 4 декабря Президент Владимир Путин в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию особо обратил внимание, что Народный фронт должен контролировать преобразования в социальной сфере. Это для нас четкий и ясный посыл, руководство к действию. Для себя я также выделил тезисы о развитии физкультуры и спорта и доступной среде – равных возможностях для всех. Впереди много важных дел.

СПРАВКА «СЧ»
Подпрограммой «Доступная среда» предусмотрена реализация комплекса мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества. Общий объем финансирования в нынешнем году составляет 170 млн. руб., в том числе из республиканского бюджета – 52,5 млн., из муниципальных бюджетов Чебоксар и Новочебоксарска – 38,8 млн. Это позволит провести адаптацию 27 объектов социальной инфраструктуры, в том числе и Республиканского клинического госпиталя для ветеранов войн.

Опубликовано: 6 декабря 2014 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.