КОМПОЗИТОРЫ ЧУВАШИИ ПРЕДСТАВИЛИ НОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Филипп Лукин возглавлял Союз композиторов республики почти тридцать лет, начиная с конца сороковых годов. Поэтому вековой юбилей композитора был для музыкальных профессионалов особенным. Съездовская программа и открывалась одной из самых известных песен Лукина «Тёри» («Жаворонок»), которую исполнил хор Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова. Этому училищу композитор тоже отдал три десятилетия своей жизни.
Однако главным исполнителем хоровой программы съезда стал Чувашский государственный ансамбль песни и танца, с которым также тесно связано имя Филиппа Лукина. Там он проработал в 1942–1956 годах. Хор ансамбля выступил с премьерой двух произведений Александра Васильева, циклами для мужского хора «Душа, сгорая, испепелилась» и для женского хора «Солнце всходит».
Как рассказывает музыковед Светлана Макарова, это одни из последних партитур талантливейшего чувашского композитора, творчество которого уже обрело статус национального достояния. В последние годы Александр Васильев сочинял много хоровых произведений, в ансамбль для исполнения он принес 13 тетрадей. Это очень большое количество партитур, которые еще предстоит изучить.
Завершал программу съезда концерт симфонической музыки, представленный Чувашской академической симфонической капеллой. Причем открывался концерт также произведением Александра Васильева, сюитой «Чувашские напевы». Безвременно ушедшему композитору была посвящена и партитура для малого симфонического оркестра Юрия Григорьева.
Участницей съезда стала уроженка Чебоксар, композитор Анита Лоцева, много лет жившая в Израиле и вернувшаяся на родину два года назад. Ее диптих «Балканский экспромт» и плясовую «Кукушечка кукует» исполнил хор Чебоксарской детской музыкальной школы № 3, где она сейчас трудится. Прозвучали также новые произведения Александра Осипова, Андрея Галкина и Ларисы Быренковой.
– XII съезд Союза композиторов Чувашии подарил слушателям широкую гамму художественных эмоций, познакомив с творчеством композиторов, создающих национальное искусство 21 века, – резюмирует Светлана Макарова.