Алкоголь пытаются обуздать

НО КУПИТЬ ЕГО МОЖНО ПОЧТИ ВЕЗДЕ И В ЛЮБОЕ ВРЕМЯ СУТОК

алкоголь1

Аптека на чебоксарской набережной. Рослый, крепкий на вид мужчина протягивает в окошечко рецепты. Ладонь его правой руки полностью скрывает сероватый обтрепанный бинт. Замызганная куртка, драные сандалии… И только чистая, аккуратно подстриженная соломенного цвета шевелюра не вяжется с жалким неряшливым обликом. Аптекарша любопытствует: «Где ж это тебя так?» Мужчина смущенно вертит головой, и я пячусь от неожиданности: вместо глаз у него два багрово-синих пятна с блестящими щелочками.

ВСЕ ПО ЗАКОНУ

«Вот, не поверишь, вчера прямо в дверь врезался, не заметил, – лепечет он и совсем по-детски просит: «Гематогенку дай мне». Аптекарша с готовностью тянется к витрине. «И это, пузырек тоже», – дополняет заказ покупатель. «Пузырек не дам. Хватит пить!» – суровеет она. Вялая перепалка заканчивается победой аптекарши. «Ну, пузырек не у тебя, дык в магазине куплю…» – рассуждает любитель «Гематогена» и «пузырьков», нетвердо направляясь к выходу.
И ему там, конечно, продадут. Далеко не всех печалит чужая судьба, тонущая в разливанном море спиртного. Каждый знает: дешевые, содержащие алкоголь лекарственные или парфюмерные жидкости можно свободно купить в аптеках, киосках, магазинах. Специалисты и просто неравнодушные россияне давно бьют тревогу. Они уверены, что «фанфурики», как их прозвали в народе, способствуют росту алкоголизма среди населения. А ограничить их продажу пока никто не может.
Правда, лет семь назад федеральный Росздравнадзор попытался остановить выпуск и реализацию спиртосодержащих медицинских настоек в таре емкостью свыше 25 миллилитров, но безуспешно. Препараты, внесенные тогда в «черный список», просто зарегистрировали под другими названиями и спокойно пустили в продажу. Все по закону, не придерешься.
Не запрещены законом и «фанфурики» с дешевыми лосьонами, парфюмерной водой. «Эти спиртосодержащие жидкости, разлитые в тару емкостью менее 100 миллилитров, стандартно проходят как парфюмерно-косметическая продукция, и мы не вправе запретить ее продажу», – констатирует начальник отдела регулирования торговли, алкогольного рынка и сферы услуг Минэкономразвития Чувашии Имма Иванова.
алкачи

ЕСТЬ УПРАВА НА МЕЛКУЮ ТАРУ

Было бы ошибкой утверждать, что на эти легкодоступные жидкости народ обратил внимание в период перестройки, поломавшей жизнь многим. Помню, в 70-е годы деревенского мужичка, чинившего нам крышу, бабушка позвала обедать. Перешагнув порог кухни, он вдруг застыл и вожделенно забормотал: «О, гвоз-ди-ка, гвоз-ди-ка…» – с ударением на «о». Моя нижегородская бабушка, уверенная, что правильно его поняла, разрешила: «Гвозди, что ли, увидел, Гриша? Так возьми, если надо». Работник моментально схватил с подоконника флакон копеечного одеколона «Гвоздика» (им мы обычно протирали руки), зачерпнул из бачка ковшом воды, ухнул туда содержимое пузырька и залпом выпил.
Но тогда подобные случаи были редкостью, потому что с горькими пьяницами шла тотальная борьба. Их исправляли в вытрезвителях, лечили в ЛТП, обсуждали и позорили в трудовых коллективах. Сейчас ничего этого нет, зато есть свобода личности. Вот некоторые личности и деградируют, свободно и беспрепятственно спиваясь, благо фанфурик за 11-15 рублей даже неработающему подростку по карману.
И все же находятся те, кто пытается на местах бороться со «свободой возлияния». Администрация Порецкого района, вняв жалобам населения, провела в мае нынешнего года совещание с руководителями торговых предприятий, реализующих спиртосодержащие жидкости в мелкой таре. Самые ответственные пообещали продать остатки фанфуриков и больше их не завозить. Райпо и несколько крупных бизнесменов свои обязательства выполнили. А другие, отмолчавшиеся, продолжали торговать. Тогда на втором совещании администрация предложила подписать добровольное соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности. И большинство руководителей торговых предприятий со всего района его подписали. «Правда, один из подписавших, как нам сигнализируют, продолжает приторговывать фанфуриками. Объясняет, что распродает старый завоз», – сообщила Татьяна Сергеева, заместитель начальника отдела райадминистрации.

«КУЛЬТУРНЫЙ» ОТДЫХ

Те выпивохи, что «побогаче», предпочитают употреблять в заведениях, культурно, так сказать. Кафе, баров и закусочных у нас хоть отбавляй. И подчас их кипучая деятельность по обслуживанию страждущего населения причиняет большие неудобства добропорядочным гражданам. Вот что рассказали чебоксарцы, проживающие в доме № 12 по проспекту 9-й Пятилетки, обратившиеся в редакцию. В торце их дома прежде размещался неплохой продовольственный магазин, за которым со стороны проверяющих организаций был жесткий контроль. А сейчас на этой площади круглосуточный спортбар, завсегдатаи которого частенько справляют малую нужду возле стены, так что жильцы первого этажа вдыхают отнюдь не цветочный аромат. В округе днем и ночью разносится зычная матерщина. «Покою нет. На работу идем, будто сами пьяные – голова болит, все из рук валится из-за регулярного недосыпа», – возмущаются жильцы злополучного дома.
И они не одиноки в своих страданиях. «В последнее время участились случаи обращений граждан с просьбой защитить их покой, который в ночное время нарушают посетители объектов общепита, где торгуют спиртным, – сообщила Имма Иванова. – Представьте масштабы этой проблемы, если половина всех поступивших от граждан в нынешнем году жалоб, касающихся потребительского рынка, содержит просьбу ограничить режим работы таких заведений».

ОДНИХ ЗАПРЕТОВ МАЛО

Минэкономразвития Чувашии изу-чило опыт других регионов и считает целесообразным установить дополнительные ограничения разгулявшейся «алкогольной вольнице». В частности, жестко ограничить реализацию спиртного в барах, столовых, закусочных, кафетериях и прочих мелких заведениях с 10 вечера до 10 утра. В магазинах ввести дополнительный круглосуточный мораторий на продажу спиртного в такие праздники, как День знаний (1 сентября), Международный день защиты детей (1 июня) и День молодежи (27 июня), чтобы взрослые в эти дни не подавали подрастающему поколению дурной пример.
Но прописать жесткие правила на бумаге – одно. А кто и как часто будет контролировать их выполнение? К тому же одними запретами проблемы не решить. Людей надо ориентировать на «здоровые» ценности: спорт, искусство… Стоп. Искусство? Как раз на днях по центральному телеканалу промелькнул светский репортаж об открытии какой-то абстракционистской выставки. Комментатор особый упор сделал на том, что там «наливали», поэтому, дескать, недостатка в посетителях не было. И при такой поддержке мы хотим побороть алкоголизацию населения?!

МНЕНИЕ 
В ходе недавней встречи в стенах редакции «Советской Чувашии» с премьер-министром Иваном МОТОРИНЫМ журналисты затронули и больную тему «фанфуриков». Вот что сказал по этому поводу глава правительства республики:– Работа по решению этой проблемы у нас велась всегда. Однако запретить на региональном уровне мы этого не можем, поскольку по законодательству жидкость в фанфуриках – это не алкоголь, а лекарственный препарат. Почему этого не запрещают на федеральном уровне? Недавно слышал теорию, что это забота о здоровье наших граждан. Мол, выпивают такое граждане, которые ведут асоциальный образ жизни. Соответственно, у них нет средств на качественный алкоголь, и если не будет возможности выпить перцовки или боярышника, они просто переключатся на денатурат или очиститель. Значит, повысится смертность. Такая теория лично у меня вызывает недоумение. Считаю, что, конечно, недопустимо, когда есть возможность купить алкоголь везде и в любое время. Огромная проблема сегодня сложилась в общественном питании. Мы не обладаем полномочиями по ограничению в данном секторе. Условно говоря, поставь две табуретки, стол и продавай алкоголь хоть круглосуточно. Что касается сокращения потребления алкоголя гражданами, наверное, необходимо подавать пример самим, вести здоровый образ жизни, ограничить продажу алкоголя на массовых мероприятиях. А борьба с фанфуриками продолжится. Если регионы получат полномочия на запрет данной продукции, мы, естественно, воспользуемся этой возможностью.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.