Вода подкралась в ночь на 10 апреля. Хотя накануне утром закованная до самого дна в ледяной панцирь Кубня ничем не выдавала своих коварных намерений. Давненько такого половодья не было, лет сорок уже, припомнили старожилы села Комсомольское.
ПРОПАЛИ ПЕТУХ И ЧАСТЬ КАРТОШКИ
– Утром проснулись, смотрим – кругом вода и в подполе тоже. Картошка, банки с соленьями-вареньями – все плавает. Дверь во двор открываю, а она тяжело идет. Оказывается, вода уже на крыльце. Ночью крепко спала, не слышала, как в сарае деревянная стена обрушилась, петуха придавила насмерть, – рассказывает Зоя Николаевна Буланкова, проживающая в крайнем доме по улице Энгельса. Эта улица оказалась эпицентром половодья.
А разговор наш состоялся 12 мая, месяц спустя после наводнения. Но казалось, что вода схлынула от силы неделю назад. Земля под ногами насквозь влажная, то там, то сям – вмятины от человеческих следов и коровьих копыт, вдоль улицы – глубокая, будто русло ручья, колея. К этому времени сельчане повсюду уже ранние овощи и картошку посадили, а тут на подтопленные огороды не ступить. По щиколотку точно завязнешь, о чем красноречиво предупреждает зеленая, словно болотная, вода, застоявшаяся в ложбинках. В июне, говорит хозяйка, будем сажать. А пока вот надо ворота устроить – изза недельного стояния в воде их перекосило. И велосипед антикоррозионным средством обработать. В суматохе о нем забыли, он тоже неделю пролежал в воде, теперь ржавеет.
С сараем же Зоя Николаевна будет разбираться, когда получит страховку. Страхует она свое имущество уже не один десяток лет, меняя компании. Нынче при поддержке районной власти многие сельчане, попавшие в зону паводка, сразу же написали заявления своим страховщикам, Буланкова тоже. Но ответа до сих пор не получила. Очень переживает еще и потому, что ктото ей сказал, вроде бы полгода надо ждать денег. «Тогда, может, деньги лучше не страховщикам отдавать, а на сберкнижке копить, чтобы, когда захотела, тогда и взяла», – размышляет она.
Надежда Григорьева из дома напротив, хоть и застрахована, но заявление на возмещение не подавала – не уверена, что ей чтото выплатят. Вода поверху до стен ее дома не дошла, а вот в подполе (лаз в него – между кухней и гостиной) в день нашей встречи было настоящее подземное озеро. В подернутой пленкой воде, отсвечивающей жутким серозеленым блеском, колыхались разлагающиеся овощи«утопленники». Не зря старенькая мама Надежды Юрьевны мрачно шутит, что боится туда заглядывать: вдруг крокодил вылезет. Самой же хозяйке не до шуток. Насосом пробовали воду качать – бесполезно, опять подпол наполняется. Но удалось спасти большую часть овощей, картошки на посадку хватило. И раньше грунтовые воды пробирались в подполья домов, но быстро спадали, а нынче – чтото невообразимое.
– Недавно в сельсовет ходила. Просила устроить дорогу, а то трактор тут ездил во время паводка и вот – испортил, – продолжает разговор Надежда, указывая на колею. – Ничего определенного не сказали. А ведь мы эту дорогу устраивали, тысячу рублей я заплатила за четыре трактора земли, чтобы все выровнять. Может, в этот раз нам местная власть всетаки поможет?
С ПЛОТИНОЙ ХОТЯТ РАЗОБРАТЬСЯ
Зато летом, когда все подсохнет, какая наступит благодать на улице Энгельса, мечтательно рассказывали мне все, подвергшиеся наводнению. Низинное, тихое, зеленое, без пыльных проезжих дорог, это местечко – просто райский уголок!
В начале улицы – маленькое озеро с грязноватой водой. Люди из близлежащих домов когдато прокопали канал, чтобы вода уходила из озерца в речку, им это удобно, потому что держат гусей, которые постоянно плещутся в водоеме. Получилось два сообщающихся сосуда. Нынче Кубня поднялась и через этот канал пришла в дома.
– Решили с жителями проложить через канал трубу с заглушкой, через нее будет уходить вода, когда надо, – делится планами Юрий Митюков, заведующий сектором специальных программ районной администрации. (Под такой вывеской теперь скрывается ГОиЧС.) Юрию Николаевичу с товарищами нынче пришлось поработать «гондольерами» на улице Энгельса – доставлять продукты к домам, перевозить школьников на «большую землю» и обратно. «Ненормально, когда в нашем веке в практически сухопутном районе Чувашии люди вынуждены доплывать до дома на лодке», – рассуждает чиновник по дороге к комсомольской достопримечательности – плотине. Благодаря ей Кубня летом не мелеет, в реке водится рыба на радость не только своим рыбакам, но и приезжающим из соседних районов. Но именно плотину на пару с обилием снега многие винят в причине нынешнего большого паводка. Видимо, в конструкции сооружения есть упущения.
– Как только начался паводок, мы сразу же пригласили сюда проектировщиков и подрядчиков, строивших плотину. Гарантия на нее пока не истекла, – рассказал Ю. Митюков. – Подрядчики были, а проектировщики не приехали. Тогда мы направили им письмо, приложив фото и видеоматериалы из зоны затопления, и обязали выработать решения, исключающие впредь чрезвычайные ситуации. Ждем, что они ответят.
А вот план восстановления дороги, изложенный главой администрации Комсомольского сельского поселения Петром Вениаминовичем Силивестровым после нашей с ним долгой беседы: «Нынче запланирован капитальный ремонт дороги по улице Центральной, прилегающей к улице Энгельса. С ремонтируемого участка мы снимаем щебень, положенный в 2002 году (он не подходит под асфальт), и «ощебеняем» им улицу Энгельса. Грейдер поработает пару часов – и все».
Теоретически местная власть не собирается оставлять жителей Комсомольского один на один с постпаводковыми проблемами. Хотя высказывалось и такое мнение: дескать, какие это проблемы? Низинную часть постоянно подтапливает, люди привыкли так жить, и нечего журналисту обстановку нагнетать.