Худо-бедно, дороги в республике строятся, но при этом нет должной заботы о дорожной безопасности пешеходов – об этом шла речь в статье «На дорогах победителей нет», опубликованной в номере «СЧ» от 20 декабря прошлого года. Вопрос настолько актуален, что после публикации в редакцию посыпались письма и обрушились телефонные звонки.
– По нашей деревне Верхние Куганары Аликовского района проходит дорога, которая намного укорачивает путь из Чебоксар до Аликова и обрат-но, – рассказывает чебоксарец Юрий Никифоров, частенько навещающий родные пенаты. – Рейсовые автобусы по этой дороге не ходят, а вот легковушек там много, особенно летом. Трасса хорошая, вот и едут машины быстро, не соблюдая скоростной режим. В деревне позарез нужны «лежачие полицейские», как это сделано в Ишлеях, Лапсарах и других населенных пунктах.
Вопрос в принципе пустячный. Дел-то – «лежа-чего полицейского» соорудить: согласовать его с дорожными службами, купить мешок цемента, взять лопату… Решение вопроса вполне под силу местному самоуправлению. Но почему оно до сих пор палец о палец не ударило? Ждем ответа.
ЧЕБОКСАРЦЕВ, проживающих в районе грязе-лечебницы по улице М. Павлова, волнуют схожие вопросы. В этом уголке расположена школа № 48, к ней со стороны улицы 139-й Стрелковой дивизии ведут подъездные пути, обозначенные знаком «Пешеходный переход» (на снимке).
– Этот переход содержится в безобразном со-стоянии, – возмущается жительница микрорайона Екатерина Чернова. – После снегопадов пешеходная зона заваливается снегом, там вырастают сугробы, дорогу никто не чистит. Непонятно, как по ним пробираются дети. По этой дороге к школьному крылечку подъезжают машины родителей с детьми. Остальным ребятам нужно постараться, чтобы не попасть под колеса этих автомобилей.
Подъездные пути, о котором говорит Екатерина, – это школьная территория. И за их состояние отвечает образовательное учреждение. В нем есть соответствующие штаты – технические работники, за работой которых следит руководитель школы. Так с кого спрос за безобразие?
– Я понимаю, в школе дворникам платят мало, – переживает горожанка, – тем не менее элементар-ный порядок должен быть…
Однажды Екатерина звонила на «прямую линию» главе администрации района, просила, чтобы построили к школе нормальные тротуары. Ситуацию обещали рассмотреть. «Пока никаких изменений не видно», – констатирует читательница газеты.
ВООБЩЕ пешеходные переходы в любом месте – это большая головная боль и для пешеходов, и для автомобилистов, и для организаторов дорожного движения. Бывает, смотришь – вроде бы все нормально, но что-нибудь да все равно оказывается не так. Есть в столице республики микрорайон с дивным названием «Рябинка», рядом с которым по Эгерскому бульвару проходит оживленная трасса на Южный поселок. Чуть ниже ДК тракторостроителей – бензозаправка и тут же через дорогу – пешеходный переход (на снимке).
– На днях здесь человека сбили утром, – рассказывает жительница «Рябинки» Елена Терентьева. – К счастью, не насмерть. А вообще тут часто бывают аварии. Недавно на пешеходном переходе упала моя дочка, и ее чуть не сбила машина. В этом месте очень нужен светофор.
По мнению собеседницы, у нас существует порочная практика – принимать меры после трагедий. «Но почему? Почему надо ждать, когда погибнут люди? – возмущается Елена Афанасьевна. – Не лучше ли заблаговременно сделать так, чтобы трагедий не было?» Посмотрим, когда же голос народа будет услышан.
ТАКАЯ ЖЕ проблема на Президентском бульваре, напротив бывшей школы милиции, где находится съезд на улицу Усадскую. Рядом с остановкой общественного транспорта – пешеходный переход. «Вечером он не освещается, – сокрушается председатель уличного комитета Валентина Старцева. – И нас, пожилых жителей поселка – а тут только такие живут, – машины сбивают, как только вступаешь на «зебру».
По словам Валентины Алексеевны, в указанном месте пострадали почти все члены одной семьи – сначала сбили хозяйку дома, затем попала под колеса ее дочь. Аварии одна за другой.
– Куда только я ни обращалась, чтобы сделали на пешеходном переходе освещение, – говорит В. Старцева и начинает долгое перечисление:
– В ГАИ писала депутатам, в администрацию города… Даже не знаю, кому еще писать о своей проблеме.
ЧЕБОКСАРЕЦ Александр Шуркин – проектировщик. И многие проблемы города он видит через призму своей профессии. А самое главное, Александр Евгеньевич – человек неравнодушный. Увидит недостаток – мимо не пройдет, обязательно выскажется. По «дорожным» проблемам звонил он и в администрацию города, и в Минстрой, и в «Упрдор» (федеральные дороги), и другие организации. Сейчас не дает им покоя с вопросом: «Почему, проектируя торговые центры, не закладываете в технические условия подземные переходы?» Ведь это так просто. Не так давно в Чебоксарах запустили «Первую площадку», открылся «Мега Молл», только что заработал «Каскад», скоро примет посетителей «Мадагаскар». Все они – рядом с оживленными трассами, там всегда полно народу, и ни на одном объекте по-настоящему не потратились на дорожную безопасность людей, которые туда приходят.
– В других городах многие вопросы дорожной безопасности решаются именно за счет инвестора, – продолжает А. Шуркин. – А у нас никто не контролирует строителей, никому ничего не надо!
Собеседник сыплет идеями. «Вот, смотрите. Поворот от Чебоксарского железнодорожного вокзала в сторону проспекта Ленина, за которым следует стометровый отрезок дороги. И на этом участке – три пешеходных перехода! Кто же это придумал?»
Другой момент, на который обращает внимание читатель «СЧ». Незадолго до Нового года на кольцевом движении по Коммунальной слободе в столице республики произошло громкое ДТП – судья на своей машине сбил женщину-пешехода, которая скончалась на месте происшествия. А. Шуркин вопрошает, насколько пешеходный переход соответствовал там СНиПу? Зачастую переходы делают прямо на кольце, а там по нормам должно быть выдержано какое-то расстояние, размышляет вни-мательный читатель газеты. «На кольце пешеходов быть не должно». Если это действительно так, мне как водителю сразу приходит на ум кольцевое движение возле универмага «Шупашкар», на котором, чтобы пропустить пешеходов, автомобили останавливаются прямо на кольце, образовывая заторы.
Строки из писем:
Елизавета АЛЕКСЕЕВА, Канаш:
– В нашем городе на некоторых остановках очень тяжело сесть в общественный транспорт, так как дорога покрыта толстым слоем льда. Так, например, около городского Дворца культуры. Из-за этого автобусы не могут подъехать близко к остановочной платформе, приходится с трудом двигаться через бугристый сверкающий лед к нужной маршрутке, того и гляди поскользнешься и упадешь. А можно и под колеса угодить. Уже неделю такое положение, но ничего не делается.
(От редакции: письмо прислано по электронной почте в двадцатых числах декабря).
Валерий ИВАНОВ, д. Тиуши Моргаушского района:
– Сегодня утром сходил к магазину сдавать молоко – еле дошел: дороги вообще не чистят. Туда с трудом добрался «уазик», а на остальные улицы деревни пробиться можно только на танке. В деревне около ста дворов. Автобус к нам ходил, делал два рейса в день. Теперь и он не ходит, потому что дороги нет. Случись что-нибудь – пожар, не дай бог, или «скорая» кому-то потребуется, – спасенья нет, помощи не дождаться. Дорогу почистили перед выборами. Приезжал куратор от Президента, собрание провел, о Послании рассказывал, и все. И посланника того, и дорог нормальных нет. Может, к марту их почистят, к следующим выборам? А ведь было время, когда дороги чистили регулярно. Что теперь случилось?