Почему в некоторых поселениях не все молодые семьи могут получить чуть ли не бесплатное жилье
Принято считать, что молодежь не остается на селе из-за низкой зарплаты и жилищной проблемы. Относительно первого не поспоришь – редко где новоиспеченному агроному даже 10 тысяч рублей платят. Но вот перспектива обзавестись жильем, причем отдельным домом, у молодого сельчанина вполне реальная в отличие от городских сверстников. Каждое празднование Дня работников сельского хозяйства в республике не обходится без вручения молодым специалистам либо семьям свидетельств о предоставлении безвозмездной финансовой помощи на строительство дома. Размер этих субсидий достигает 70 процентов от расчетной стоимости жилья.
РАБОТА С ЦИФРАМИ
По данным Минсельхоза, в 2010 году на строительство либо приобретение жилья выдано 453 таких сертификата. В масштабах республики покажется не так уж и много. Но это как посмотреть: примерно столько специалистов ежегодно выпускает Чувашская сельхозакадемия – чем не показатель… А самое важное в том, что обзаводящаяся жильем молодежь наверняка делает это с долгосрочным намерением остаться на земле. На это, собственно, и нацелена федеральная программа «Социальное развитие села до 2012 года», в рамках которой предоставляются субсидии.
Социальная выплата в размере упомянутых 70 процентов расчетной стоимости жилья складывается так: 30 процентов – из федерального бюджета, 10 – из республиканского, 30 процентов – из местных бюджетов. В прошлом году, по сведениям Минсельхоза, из Москвы поступило 110 млн. рублей, республика выделила 26,7 млн., еще 70 млн. – это субсидии из бюджетов районов и поселений. Такой расклад нельзя не признать справедливым: о будущем села должны заботиться не только Москва и Чебоксары, но и само село в лице местной администрации.
В последние годы сделан ряд существенных «поблажек» в получении данной социальной выплаты. В частности, с 30 до 35 лет увеличен предельный возраст претендентов на нее. На субсидию может рассчитывать молодая семья, в которой хотя бы один из супругов должен удовлетворять этому требованию, а также молодой специалист тоже не старше 35 лет, имеющий законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование. И даже учащийся последнего курса образовательного учреждения. Но непременное условие при этом – претендент на субсидию должен отработать в сельхозпредприятии по трудовому договору не менее 5 лет.
Желающих, однако, получить помощь намного больше вышеназванной цифры – выданных 453 сертификатов. Далеко не вся молодежь одержима стремлением уехать от «навоза» и нескончаемых сельских забот. У одних, честно говоря, нет выбора, другие на примере успешных сельчан видят, что и в деревне можно стать состоятельным (а чаще все это вместе). Но не везде молодой зоотехник, доярка, учитель, механизатор могут получить субсидию. И виной тому власть не республиканская либо федеральная, а местная.
ДЕЛЕЖ ТРИШКИНА КАФТАНА
К примеру, в Красноармейском районе, по данным финансового отдела райадминистрации, в прошлом году общая сумма субсидий составила более 5 млн. рублей, в том числе порядка 3,7 млн. – из федерального и республиканского бюджетов, остальное – из районного и местных. В трех поселениях – Пикшикском, Караевском и Чадукасинском – новоселов совсем не было. Причина проста – в местной казне не нашлось средств на софинансирование социальной выплаты.
Беседуем с главой Пикшикского поселения А. Даниловым. В 20082009 годах с большим трудом, чтобы помочь двум семьям, удалось выкроить по 300 тыс. рублей на каждую, сэкономив на газе, уличном освещении. В их числе зампредседателя местного колхоза «Рассвет». Но в 2010м, к сожалению, с субсидиями не получилось. Причина банальная – скудость местного бюджета, в котором насчитывается немногим более полутора миллионов рублей в год. Приходится буквально делить тришкин кафтан на благоустройство, культуру, ремонт дорог. Основные источники формирования казны – земельный налог и налог на доходы физических лиц. И если земельный худобедно еще можно собрать, то с подоходным неважно. Местный колхоз далеко не из богатых, многие сельчане ездят на работу в Чебоксары, благо езды минут сорок (Пикшики стоят прямо на автотрассе), там и оставляют НДФЛ.
В Чадукасинском сельском поселении, как сообщила специалист администрации З. Владимирова, насчитывается более полусотни молодых семей. Некоторые с помощью родителей сумели обзавестись жильем, 3 семьи встали в очередь в этом году. В последний раз субсидию выдали два года назад учителю физкультуры местной средней школы. И то не из местной казны, а из районного бюджета.
МЕСТНЫЙ ИЛИ РАЙОННЫЙ?
Если в не очень богатом Красноармейском районе стараются выделить деньги из поселенческих бюджетов, правда, не всегда, как видно, это получается, то в Канашском, по данным финансового отдела райадминистрации, субсидии практически полностью выделяет районный бюджет. Поэтому не случайно район в лидерах по реализации федеральных средств: в прошлом году там было освоено молодыми семьями и специалистами 113% субсидий. А в Комсомольском районе и вовсе 200%. Перевыполнение стало возможным благодаря дополнительным поступлениям из федерального бюджета: в конце октября было подписано соглашение между Минсельхозом России и правительством Чувашии о дополнительном субсидировании на сумму 40 млн. рублей. Это лишний раз подтверждает высокую востребованность данной социальной помощи. Правда, там, где не только умеют ею толково распорядиться, но и где местные бюджеты более полновесные.
А вот в Шумерлинском районе федеральная часть софинансирования по молодым семьям и специалистам, по данным Минсельхоза, была освоена лишь на 61%, в Козловском – на 72%. В последнем – местная часть софинансирования тоже мизерная: полтора с небольшим миллиона рублей. Утверждать, что эти муниципалитеты находятся в дискриминационном положении по отношению к другим, вряд ли возможно. Есть такое понятие, как «бюджетное выравнивание», благодаря которому районы в финансовом отношении не должны чувствовать себя ущербными.
Но вопросы остаются. Некоторые досужие источники утверждают, будто некоторые молодые семьи, чтобы получить субсидию, предлагают администрации сельского поселения оформить от них спонсорскую помощь в размере недостающей суммы софинансирования. Но вряд ли ктото из глав решится на нарушение закона, ведь расходование субсидий находится под строжайшим контролем Минсельхоза и Минфина. Хотя, возможно, в этом есть разумное зерно. Если сельчанин готов внести на строительство не 30% его стоимости, а процентов на 10 побольше, то почему бы и не разрешить, если он в состоянии это сделать? Ведь, по положению, одним из условий выделения субсидии является, помимо всего прочего, наличие у молодого специалиста собственных или заемных средств в размере части стоимости строительства, не обеспеченной данной социальной выплатой. Просто эта часть станет побольше. Но это вопрос уже законодательного плана, и мнение наше наверняка не бесспорное.