Не спешите квартиры дарить

Нередко человек по договору дарения передает в другие руки свое единственное жилье, не предполагая, сколь печальными могут быть последствия. А то и вовсе не ведая, что за бумагу подписывает.
ВЕРНУТЬ же подаренную квартиру редко кому удается, даже если даритель на момент составления договора был не в себе, что тоже надо доказать. А как показывает практика, дело это очень трудоемкое. Больше трех лет в суде обсуждалось состояние здоровья престарелой дарительницы из поселка Кугеси Чебоксарского района. Вера Сергеевна (имена участников историй изменены) в 2003 году перенесла несколько тяжелых инсультов, сильно подкосивших ее и без того некрепкое здоровье. А вскоре в жизни старушки объявилась Нина, которая обещала избавить немощную женщину от одиночества, ухаживать за ней. Прописалась в ее однокомнатной квартире, но, вопреки обещаниям, навещала крайне редко, а потом вознамерилась отправить хозяйку в дом престарелых. Об этом узнал брат (тоже преклонного возраста и живет неблизко), нанял юристов. Они и выяснили, что в 2004 году старушка подарила свою однокомнатную квартиру Нине…
Первое решение суда было в пользу предприимчивой дамы. Районная Фемида пришла к выводу, что на момент заключения договора дарительница вполне могла понимать свои действия, и это несмотря на заключение экспертов о нехорошем психическом состоянии старушки. Благо Верховный суд вмешался. В этом году райсуд вновь исследовал состояние здоровья давно почившей бабули с назначением повторной посмертной экспертизы, которую провели уже психиатры Татарстана.
Объективность первого заключения экспертов, отвергнутого ранее судом, подтвердилась – бабушка на момент заключения договора дарения не осознавала своих действий. Нина оспаривала решение суда, закрепившего квартиру Веры Сергеевны в собственность брата, но ничего не вышло, пришлось проститься с подарком.
ЛАДНО, бабушкой занималась целая куча экспертов, в том числе и независимых. Куда сложнее отстоять потерянную квартиру пьющим людям. А зачастую именно их жилье становится легкой добычей и для чужих людей, и уж тем более для своих, которым дарители чрезмерно доверяют. Житель Чебоксар Виталий Петрович в 2006 году оформил брак с любимой женщиной, которую знал много лет. А через пару месяцев по договору дарения отписал ей свою единственную однокомнатную квартиру. Не прошло и года, как супруга передарила дармовую квартиру своей дочери и в том же году покинула Виталия Петровича. Как пояснила в суде, он злоупотреблял спиртным, за что был уволен с работы. Ушла от него, когда стал приводить в дом алкоголиков. Когда бывший муж и его сестра обратились в суд, пытаясь отвоевать потерянную квартиру, оформила развод.
Виталий Петрович проиграл дело. А дочка бывшей супруги, подавшая встречный иск о выселении «постороннего» с подаренной ей жилплощади, радостно хлопает в ладоши, судебное решение в ее пользу. Виталию Петровичу одна дорога – в подворотню. Такая перспектива приводит его в отчаяние. Равно как и его сестру, в семье которой нет лишних метров, чтобы приютить брата. Оба считают, что произошла вопиющая несправедливость. В суде оставшийся без жилья истец говорил, что не помнит, как подписывал договор дарения, потому что был в нетрезвом состоянии. А до этого жена не раз убеждала сделать ей квартирный дар, обещая всю жизнь быть рядом и заботиться о нем. О том, что лишился квартиры, узнал по телефону от дочери «бывшей», она потребовала освободить жилье, которое мужчине больше не принадлежит. Считает, что супруга попросту обманула, воспользовавшись тем, что он пьет и плохо видит, в общем, злоупотребила доверием.
УВЫ, доказать в суде обман тоже непросто, ведь экс-вла-делец добровольно пришел в регслужбу и подписал договор. И еще сложнее убедить, что при его подписании ничего не помнил. По мнению суда, на момент совершения сделки истец не был отпетым алкоголиком – работал на непростом производстве, да еще на машине ездил, а на учете в наркодиспансере только с мая этого года. И все же, принимая решение о выселении Виталия Петровича, суд учел его непростое положение. Жена, обещавшая всегда быть рядом, покинула его, он не работает, доходов не имеет, алкогольная болезнь быстро не излечивается. По заключению специалистов, и со зрением у него действительно серьезные проблемы. А тут еще без жилья остался… Поэтому суд предоставил ему право пользоваться квартирой до сентября 2011 года. За это время выселяемый должен подыскать себе другое жилье.
Правда, нынешней собственнице квартиры такая лояльность не понравилась. Стала воевать за выселение бывшего маминого мужа «поскорее». Считает, что суд не должен был учитывать в качестве уважительной причины для отсрочки исполнения решения суда «аморальный образ жизни» Виталия Петровича.
Но, простите, кто бы говорил о морали… Человека лишают единственной квартиры, практически выкидывают на улицу. Ладно бы, мама с дочкой сами снимали угол на стороне, а тут такой вариант подвернулся… Да нет, у них была и есть недвижимость на двоих. А теперь еще и однокомнатную заполучили. Как говорится, вовремя сориентировались. В отличие от пьющего Виталия Петровича.
Его сестра убеждена, что дарителей недвижимости до заключения сделки в соответствующем учреждении надо проверять на предмет их здравомыслия, организовав там «кабинет досмотра». Зерно истины в этом выстраданном умозаключении, возможно, есть, учитывая довольно частые случаи обмана владельцев квартир. Все же речь идет об имуществе. Здравомыслящие люди, прежде чем дарить квартиру, с юристами советуются, чтобы оградить себя от перспективы оказаться под забором.
К примеру, проставляют в договоре условие о том, что за дарителем сохраняется право пользования квартирой. Но далеко не все дарители используют такую законодательную подстраховку, попросту не ведая о ней или доверяя родственникам, они ж такие ласковые, до того как…
ЖК ГЛАСИТ: за бывшим членом семьи собственника право пользования жилым помещением не сохраняется – п. 4 ст. 31 ЖК РФ. Разве что на определенный срок, эта норма и применена судом в случае с Виталием Петровичем. Есть в этом пункте и другая. При стечении тяжелых обстоятельств суд вправе обязать собственника обеспечить жильем бывшего члена семьи. На это очень надеялся наш отчаявшийся истец. Но его бывшая супруга уже не собственница квартиры, а членом семьи ее дочки, которой передарена квартира, истец никогда не был.
Печальная история. Особо если учесть, что Виталий Петрович заработал свою «однушку» честным трудом, приватизировал ее и спокойно жил в ней целых 20 лет. До прихода в его жизнь женщины, которой эта квартира досталась даром…

Опубликовано: 21 декабря 2010 г.


Читайте также: