С точки зрения гражданской ответственности, перепись населения страны – своеобразный строгий экзамен для всего общества. А для каждого из проживающих на территории России народов перепись, кроме всего прочего, еще и испытание на национальную зрелость.
Среди российских народов чувашский этнос выделяется рядом весьма специфических расселенческих и этнодемографических характеристик, которые являются результатом длительного исторического развития. Во-первых, чуваши – один из крупных этносов страны. В 1989 г. их численность в СССР составляла 1842,3 тыс. человек (16-е место), в том числе в РСФСР – 1773,6 тыс. (4-е место, после русских, украинцев и татар). Согласно переписи 2002 г., они переместились по этому показателю на 5-е место (после башкир) – 1637,2 тыс. человек. Во-вторых, чуваши – один из распыленно расселенных народов: 45,7% их проживает вне территории Чувашии. Наиболее многочисленно чувашское население представлено сегодня, помимо республики (889,3 тыс.), в Татарстане (126,0), Башкортостане (117,3), Ульяновской (111,3), Самарской (101,3) и Тюменской (30,2) областях. В-третьих, чуваши – один из наиболее весомо представленных в своей республике титульных (т.е. республикообразующих) этносов (кроме чеченцев и ингушей) и составляют 67,7% населения.
До начала XVIII столетия в России переписи населения не проводились. Первая (до середины XIX в. называлась ревизией) состоялась в 1719-1721 гг. Интересно, что чувашей насчитывалось 217,9 тыс. человек. В ряду зафиксированных тогда этносов уступали русским, украинцам, белорусам, эстонцам и общему числу всех татар страны (293 тыс.). При этом они превосходили по численности собственно казанских татар (175,5 тыс.).
Всеобщая перепись населения Российской империи в 1897 г. зафиксировала 843755 чувашей. Основная их часть проживала в Казанской (60%), Симбирской (19%), Самарской (10,9%) и Уфимской (7,2%) губерниях. При этом в течение всего XIX в. наблюдался устойчивый прирост численности этноса (в 2,4 раза). Это свидетельствует о необоснованности появлявшихся в публикациях начала XX в. утверждений о «вымирании» чувашского народа.
Первая Всесоюзная перепись населения состоялась в 1926 г. Согласно ей, чувашей в стране насчитывалось 1 млн. 117,4 тыс. человек. При этом в Чувашской АССР проживали 662,7 тысячи, что составляло 59,3% всего их числа в СССР. В советскую эпоху численность чувашей в целом по стране увеличилась на 65%, а на территории Чувашии – на 36,8%, что было обусловлено, главным образом, интенсивностью миграционного оттока за пределы республики (таблица).
Динамика численности чувашей
в Российской империи, СССР и РФ
Год переписи |
Всего по Российской империи, СССР |
Республика |
Диаспора |
||
Всего |
% |
Всего |
% |
||
1897 |
843,7 |
542,4 |
64,3 |
301,4 |
35,7 |
1926 |
1117 |
667,7 |
59,8 |
449,3 |
40,2 |
1939 |
1369,6 |
777,2 |
56,8 |
592,4 |
43,2 |
1959 |
1469,8 |
770,4 |
52,4 |
699,5 |
47,6 |
1970 |
1694,5 |
856,2 |
50,5 |
838,2 |
49,5 |
1979 |
1751,4 |
887,7 |
50,7 |
863,7 |
49,3 |
1989 |
1842,3 (в РФ — 1773,0) |
906,9 |
49,2 |
935,4 |
50,8 |
2002 |
1637,2 (в РФ) |
889,3 |
54,3 |
747,9 |
45,7 |
За период между переписями 1989 и 2002 гг. произошло уменьшение численности чувашского населения России в целом на 7,7%, причем в диаспоре – на 13,7%. В меньшей степени это сокращение затронуло Башкортостан (на 1,0%) и Чувашскую Республику (на 1,9%), в большей – Дальний Восток (на 45-75%). То, что в Средневолжско-Приуральских регионах процесс сокращения протекает относительно сдержанно, обусловлено проживанием здесь исторически наиболее раннего чувашского населения со своей уже устоявшейся этнокультурой.
Снижение прироста чувашей началось в 1970-е годы. Происходило оно в условиях общего падения уровня рождаемости в стране, из-за массового переселения молодежи из села в город, уменьшения числа детей в семьях. Именно с этого времени получают распространение среди городских чувашей национально смешанные браки, дети от которых в абсолютном большинстве считают себя русскими. Например, если из числа чувашей республики русский язык называют в качестве родного языка 15%, то таковых среди чувашей других регионов оказалось на порядок выше – 30%.
Необычно сильное сокращение численности этноса в целом ряде регионов страны отнюдь не означает, что там произошел их массовый миграционный отток. В таком случае в той или иной мере наблюдалось бы прибавление в других регионах страны, в том числе в Поволжье и, прежде всего, в самой Чувашии. Этого не случилось. Следовательно, налицо последствия ускорившейся деэтнизации, прежде всего диаспорных групп народа.
Надо сказать, что к переписи 2002 года произошло обвальное снижение численности также и у других нерусских народов Волго-Уралья, за исключением башкир. По существу, прироста не случилось и у татар. Более всего упала численность мордвы (на 23,6%), заметно меньше стало удмуртов (на 10%), марийцев (6,3%).
Дело в том, что народы России, их национальная идентичность подверглись в последнее десятилетие XX века сильнейшему комплексному воздействию дотоле непривычных для них общественно-экономических факторов, обусловленных последствиями ликвидации советского строя и перехода на рыночные отношения, бурной урбанизацией, резким падением рождаемости, а также внедрением новых паспортов без указания национальности. При этом для всех определенно ясно, что снижение численности того или иного этноса не означает, что происходит физическое исчезновение его представителей, а чаще свидетельствует о смене ими этнической идентичности, т.е. об ассимиляции в пользу другой культуры.
Поэтому нынешняя переписная кампания требует от каждого из нас, как от гражданина, предельно ответственно и обдуманно отнестись к пунктам переписного листа, в том числе и к вопросам, касающимся национальной принадлежности. От этого зависит выверенность прогнозов и, в конечном итоге, результативность национальной политики государства. Одним словом, только от нас самих зависит, насколько мы сумеем не потерять себя, не превратиться в манкуртов – в «Иванов, не помнящих родства».
В. ИВАНОВ,
доктор исторических наук.