Погрузиться в волны эмоций
Яркие полосы, пятна, точки, фигурки гекконов и кенгуру, причудливые растительные орнаменты – или пустынный пейзаж… Что это — творения последователей Ротко, акция неопримитивистов? Нет, это живопись австралийских аборигенов, и с ней не все так просто, как кажется.
В стенах Центра современного искусства эти работы, и правда, выглядят авангардными, но на самом деле творчество австралийских аборигенов глубоко укоренено в традиции, и очень древней. Искусство Австралии независимо развивалось почти 40 тысяч лет, до самого прихода европейцев в 1770 году. Древние образцы сохранились в виде наскальной живописи, назначение которой было, в первую очередь, магическим – вызвать дождь, добиться удачной охоты или расположения божеств. В его современной форме искусство аборигенов возникло в конце 30-х годов прошлого века – работы Альберта Наматжира, в которых сочетались западные художественные техники и мировоззрение коренных народов Австралии, привлекли большое внимание. Художник даже удостоился встречи с английской королевой.
Однако настоящий прорыв в этой области пришелся на 1970-е. Джеффри Бардон, учитель в поселении Папуня в пустыне Гибсона, обратил внимание на традиционные рисунки детей на песке и стал поощрять их тягу к творчеству, научил пользоваться акриловыми красками. Отношения с местными стали более доверительными, и Бардону рассказали о смысле этих изображений. Следы, круги, искривленные линии повествуют об особом «времени сновидений», предшествовавшем историческому времени. Эти истории учат общину, где найти пищу и воду, действуют как карты, указывающие направление через обширную пустынную землю, учат тому, как жить на земле, придерживаясь традиций и обычаев, как вести себя в обществе. Они содержат объяснения создания Вселенной и места человека в ней. Это моральный компас и система справедливости, лежащие в основе жизни коренных народов.
Несмотря на все сложности и ограничения, касавшиеся аборигенов, Бардон помог им создать в Папуне Кооперативную школу искусств, превратившуюся впоследствии в ассоциацию художников. Он привез в Элис-Спрингс небольшую подборку работ и собрал для художников значительную сумму – так они получили возможность развивать свой стиль, не ориентируясь на западное искусство. Вскоре их творчество получило общенациональное признание – картины выставлялись в государственных галереях, а к концу 80-х о них узнали по всему миру, благодаря выставкам в Нью-Йорке, Лондоне, Окленде, Париже и Венеции.
Сегодня в Австралии немало арт-центров, вокруг которых объединяются мастера. Это позволяет им не только добиваться лучших условий труда, возможности зарабатывать своим искусством и творчески развиваться, но и передавать традиционные техники и знания от старшего поколения младшему. Современное искусство австралийских аборигенов продолжает выполнять ту же функцию, что и тысячи лет назад.
Артемий Артемьев – композитор-эксперименталист, работающий в жанре электроакустической музыки, продюсер, владелец лейбла «Electroshock Records» увлекся австралийским искусством больше 15 лет назад. Начало коллекции положил Грегори Янг — австралиец, один из крупнейших исследователей искусства аборигенов и большой поклонник музыки Эдуарда и Артемия Артемьевых. Он подарил первых четыре холста. Интерес развивался, постепенно прирастала и коллекция – появились самостоятельные приобретения из разных мастерских Австралии, позволяющие полнее охватить разнообразие искусства. Продолжается этот процесс и сегодня.
На выставке (для коллекционера она вторая, впервые Артемьев показал свое собрание в Коломне в 2013 году) представлены работы из нескольких арт-центров, которые концентрируются в центральной части Австралии, на расстоянии 100-200 км от Элис-Спрингс. Над крупными полотнами художники иногда работают вместе, но у каждого из них есть и свои характерные особенности, любимые темы, палитра и стиль.
Художники Эпенарры используют очень тонкую точечную живопись, как бы стирающую грань между традиционной абстрактной точечной живописью и фигуративным пейзажем. Изображают сельскую местность с обширными просторами, покрытыми кустарником. Благодаря слабо прорисованным фигуративным образам в их картинах часто скрывается какая-то история, которую можно прочесть, если всмотреться внимательней. В пейзажах Билли Кенды из Бинди, отражая растущие темпы жизни, появляются грузовики и вертолеты. Холсты Маргарет Пирс из Калтжити завораживают: благодаря тонким сменам цвета и замысловатой форме точек узоры будто движутся и вибрируют. Возможно, разгадывать скрытый смысл этих работ и не стоит – сакральное знание пусть обретут посвященные. Но погрузиться в волны эмоций, которые будят сочные цвета и динамичные ритмы, нужно обязательно. Улыбка и хорошее настроение вам обеспечены.