Экватор Международной выставки-форума «Россия» — повод поговорить о том, как создавалась ставшая легендарной «Тухъя»
Больше четырех месяцев назад в Москве на ВДНХ начала работу площадка, на которой свои достижения, потенциал и культурные традиции представляют все регионы страны. С уникальными экспозициями уже познакомились более восьми миллионов человек. Выставка будет открыта до 8 июля, и у вас еще есть время посетить одно из самых масштабных событий России последних лет. Предлагаем вашему вниманию несколько историй о том, как на форуме появился удививший и восхитивший многих гостей арт-объект в виде традиционного девичьего головного убора — тухъи. Главному редактору «Советской Чувашии» Владимиру Васильеву их рассказал режиссер экспозиции республики Артем Чубуков.
История первая. Рождение идеи
— Артем, с момента подписания Владимиром Путиным указа об организации выставки до ее открытия прошло всего несколько месяцев. Как можно было решиться на такой проект, учитывая очень сжатые сроки?
— Ровно год назад у нас состоялась премьера фильма про 139-ю стрелковую дивизию. Мы завершили нашу кинотрилогию, которая была посвящена Чувашии в годы Великой Отечественной войны. Премьеру посетили Глава Чувашии Олег Николаев, председатель Союза женщин Чувашии Наталья Николаева, многие члены Кабинета министров. После этого мы работали над другими проектами, как мне кажется, флагманскими для республики с точки зрения ее представления за пределами региона. В первую очередь ролик «Что вы знаете о Чувашии?», который был показан на Днях Чувашии в Совете Федерации.
— Кстати, этот презентационный фильм попал в рейтинг культурных событий газеты «Советская Чувашия», а этот рейтинг составляется людьми из сферы культуры, нашими читателями. И они вывели его в лидеры культурных событий прошлого года. Есть ощущение, что этот ролик заставил жителей республики посмотреть на себя по-другому!
— Это правда, люди хорошо его приняли, пересылали друг другу в мессенджерах тысячами. Во время событий в Совете Федерации мы уже работали на Чебоксарском экономическом форуме под руководством Минэкономразвития и команды Дмитрия Краснова и готовились к прямому эфиру на федеральном телеканале. Буквально на следующий день загрузили машины и поехали в Москву — на Акатуй в Сокольниках, где, как вы помните, собралось 80 тысяч человек. Проектом руководил полпред Чувашии при Президенте России Алексей Ладыков. И там состоялся разговор с Главой республики, во время которого он предложил нам представить концепцию. Потом был отдельный конкурс, рассматривали варианты. Я помню, как, вернувшись из Москвы, карандашом нарисовал первую «Тухъю»…
— А до открытия оставалось пять месяцев…
— Меньше. Это был июль, в августе мы должны были согласовать концепцию. В итоге согласовали в сентябре, а в октябре начали монтаж. Я благодарен и Главе Чувашии Олегу Николаеву, и курирующим проект вице-премьерам Алексею Ладыкову и Дмитрию Краснову за то, что выбрали нашу концепцию, и мне выпала честь выступать от лица Чувашии. Это сверхамбициозная задача и колоссальный опыт.
За пару дней до начала выставки первый заместитель руководителя Администрации Президента России Сергей Кириенко провел встречу с ответственными от регионов, на которой присутствовали мы с Алексеем Ладыковым. Кириенко тогда сказал: «Во-первых, никто и никогда ничего подобного в мире не делал. Никто не обладает опытом проведения таких интерактивных выставок, длящихся так долго. Во-вторых, никто на текущий момент не понимает, насколько выставка будет успешной и востребованной жителями страны». Я хочу подчеркнуть: за два дня до открытия никто не знал, какой она вызовет резонанс. Сегодня мы понимаем, что через выставку прошли восемь миллионов человек, и Президент России Владимир Путин объявил о ее продлении. Но тогда мы были в большом поле неопределенности.
Конечно, я рад тому, как мы решаем поставленные задачи, выжимая все из имеющихся ресурсов. У нас — положительные отзывы от федеральных независимых экспертов, специальная награда от руководства страны «За лучший образ выставки», тысячи позитивных отзывов в социальных сетях. И мы показываем себя неплохо в голосовании, входим в топ-5 экспозиций почти по всем номинациям.
История вторая. Смыслы «Тухъи»
— Скажи, пожалуйста, а были ли другие концепции? Или все сводилось именно к идее стенда в виде тухъи с самого начала?
— Идея с тухъей — основная. Были, конечно, альтернативы. Например, сделать шестиметровый монумент Матери. Но она не очень функциональна. Если «Тухъя» имеет отдельную внутреннюю зону и мы можем работать с зонированием, то история с Матерью-Покровительницей такой возможности не давала — с арт-объектом нельзя взаимодействовать.
При этом обсуждались разные варианты исполнения «Тухъи». Коллеги предлагали сделать ее в виде купола из экранов. Я был против, объясню почему. Во-первых, Чувашия не тот регион, который может потратить больше всех денег на свою экспозицию. Я также предполагал, что идея с экраном, скорее всего, будет использоваться кем-то другим. И оказался прав — у Москвы купол из экрана, который в несколько раз превышает площадь нашей экспозиции. Так что мы могли стать просто маленькой копией Москвы. Во-вторых, все эти кривые экраны производятся в Китае, в этом нет ничего своего, заказать такой экран — это не индивидуальное решение для демонстрации достижений и культуры своего региона. Третий момент: такой экран требует, чтобы весь контент делали специально под него в силу формы и разрешения. К примеру, тот же самый ролик «Что вы знаете о Чувашии?» мы не могли бы показать на этом экране, а работать надо много месяцев. Создание видеороликов для каждой отрасли и организация с нуля тоже требуют больших ресурсов.
Поэтому мы и пошли по другому пути. Очень хотелось, и это для нас было важно, сделать все вручную. «Тухъя», которая сегодня стоит на экспозиции, — ручная работа: 30 человек два месяца собирали ее в цехе. Там 270 основных световых элементов, 1200 клемм плюс километры проводов внутри. И почти все экспонаты, представленные на выставке, так или иначе создаются в Чувашии.
Единственное значимое исключение — совместная работа с РИА Новости, я выступил там в качестве сценариста. Это проект «Гордость Улыпа. VR-легенды Чувашии». Один из самых распространенных инструментов представления своего региона — VR-очки, или очки виртуальной реальности. И есть две основные технологии. Одна проще — камера снимает в 360 градусов, потом все это монтируешь и смотришь видеоролик, как будто ты там. Такое решение есть у многих регионов. А есть игровая технология, когда ты взаимодействуешь со средой. Ты не просто смотришь ролик, а можешь что-то двигать, ходить, разгадывать загадки. И вот это решение сложное и редкое.
Пресс-секретарь Главы республики Борис Краснов подсказал обратиться к РИА Новости, чье подразделение занимается подобными разработками. К примеру, проект «Неизвестный знаменосец», где пользователь в VR-очках должен водрузить красный флаг на крыше Рейхстага. Специалисты агентства сотрудничали со многими федеральными площадками, музеями, и мы для них стали первым опытом с точки зрения регионального компонента, культуры малого народа.
В нашем проекте пользователь оказывается на опушке леса, по ее центру — Киреметь, на котором написаны древние тюркские символы. Улып рассказывает чувашские легенды, пользователь бьет по «параппану», разгадывает загадки. Людям нравится. Сейчас проект доступен в онлайн-магазинах игр. Те, у кого есть VR-очки, могут его скачать и попробовать, не выходя из дома. Отзывы позитивные.
— Я знаю, что намного шире был замысел «Чувашия Благодарит», изготовлены открытки, журналы. И знаменитая песня, которая стала уже отдельным хитом «Я и есть Чувашия». Что еще входит в эту идею?
— Будем честны: никто не ожидал, что Чувашия может стать одной из самых популярных экспозиций выставки «Россия», включая саму республику, как мне кажется. Мы в принципе скромный народ, не любим, когда нам уделяют много внимания. Тот факт, что экспозиция входит в число лидеров, — в некотором смысле неожиданность для многих. Отмечу, что это результат работы всей большой команды нашего региона.
По поводу «Чувашия Благодарит». Что я могу рассказать за две минуты о Чувашии, к примеру, жителю Красноярска? И это самый сложный вопрос выставки. Да, можно представить пиво, конфеты, Мать-Покровительницу. А с точки зрения смыслов? Нам были нужны удивительные факты о том, что случилось в Чувашии или благодаря ее уроженцам. Мы взяли 40 основных и показали через восемь отраслей республики. С информацией можно ознакомиться на сайте ЧувашияБлагодарит.рф. Важно было объединить факты внятной запоминающейся идеологемой. И «Чувашия Благодарит» хорошо вписалось в эту концепцию.
Тут очевидная игра слов. Мы дарим блага своего труда всей стране и благодарим за возможности Россию, благодарим всю семью российских народов за совместное развитие и рост.
История третья. Бег на длинную дистанцию
— По мне сейчас не скажешь, но некоторое время назад я ходил в горы и каждый день бегал. Я немножко понимаю разницу между спринтерским и стайерским бегом. Есть формат однодневного фестиваля, а есть восемь месяцев работы и постоянной рутины. И невозможно каждый день выплескивать такой объем эмоций и энергии, как на фестивале. И некоторые регионы будто об этом не размышляли. Есть экспозиции, которые первые две недели были невероятными, а потом затихли. Мы понимали, что в этом режиме жить потребуется полгода по 12 часов в сутки. И разгонялись не так быстро, как многие, изначально распределив, «размазав» ресурсы по времени.
История про основные отрасли республики для нас очень важная и классная. И спасибо огромное министерствам за эту работу. Отрасли меняются каждые три недели. Они индивидуально придумывают свою программу, собственное оформление. У нас всегда свежая экспозиция, всегда есть инфоповоды, мы всегда можем удивить гостей.
— А разве не у всех регионов также работают министерства?
— Все по-разному. Немногие регионы выдерживают такой темп. А наша стратегия работает. Мы еще во время проектирования заложили идею, что должны меняться. Кроме того, у нас изначально есть задача не делать из экспозиции музей. Ведь как выставки обычно работают: это стеллажи, там есть продукция, стоят две девушки. Здесь задача принципиально другая с самого начала. Людей нужно вовлечь во взаимодействие, в интерактив. Человек должен прийти, потрогать, поиграть.
И здесь большая заслуга тех, кто занят на стенде каждый день с десяти утра до десяти вечера. Единственный выходной — понедельник. Работа «стендиста» — стоя, с улыбкой встречать гостей нон-стоп, рассказывать о Чувашии и проводить интерактивы. А это нелегко. Через экспозицию в день проходит до двух тысяч человек. Получается, у одного «стендиста» 30 человек в час 12 часов подряд.
В январе у нас возникла проблема. У ребят уже не сверкали глаза, они перестали улыбаться, перегорели. К сожалению, нам пришлось с некоторыми из них попрощаться. Сейчас эта ситуация разрешилась.
— А какие существуют внутренние правила на выставке, которые нельзя нарушать, чтобы конкуренция была честной?
— На самом деле их не так много. Например, нельзя шуметь (на границе экспозиции громкость не должна превышать 60 децибел), использовать в качестве сувениров жидкости и продукты питания. Но намного сложнее регламентная история. Эта выставка ключевая для страны, там огромное количество посетителей, и на ней нередко бывает Президент. Поэтому очень жестко выстроен вопрос безопасности, в том числе на бытовом уровне. Даже для использования розетки надо пройти согласование, чтобы избежать коротких замыканий и возможных возгораний. У нашей «Тухъи» есть полноценный инженерный проект, отдельный проект по электричеству, отдельные расчеты по напряжению на опоры и так далее. По большому счету, экспозиция — здание, стоящее внутри павильона. Любые изменения требуют дополнительного согласования.
История четвертая. Я — чуваш
— Давай поговорим про 1 декабря — День Чувашии на ВДНХ. Мы единственные, кто проводил презентацию в этот день. Огромное количество людей. Все ли получилось?
— Надо сказать, что многие площадки, на которых проходили основные события, курировали команды Минкультуры и Светланы Каликовой, Минэкономразвития и Дмитрия Краснова под руководством Алексея Ладыкова. Организационно, с точки зрения регламентов, с точки зрения логистики — это очень сложная история. И я, как и все причастные, горжусь тем, что все сработало как часы. Был очень жесткий график, одновременно происходило много событий и мероприятий.
И еще один момент. Когда вошла колонна под табличкой «Чувашская Республика», 75-й павильон ВДНХ просто остановился, потому что ни справа, ни слева от экспозиции больше никто не мог пройти. Наши земляки даже занимали места в соседних экспозициях, чтобы увидеть происходящее. У представителей дирекции ВДНХ расширились глаза: они звонили мне, требовали, чтобы мы что-нибудь сделали. Но что я мог? И да, это гордость. Гордость за наше единство.
Вообще и ролик «Что вы знаете о Чувашии?», и песня «Я и есть Чувашия», и то, что происходит на выставке «Россия» сейчас, — это сильная история про гордость. Благодаря этим проектам жители и уроженцы республики чувствуют свою значимость и значимость своего народа. Я помню время, когда слово «чуваш» выражало негатив. И мне всегда было обидно, потому что я — чуваш, мои родители — чуваши, родители моих родителей — чуваши.
Я хочу чувствовать гордость за это. Не потому, что я чем-то лучше других, нет, ни в коем случае. Являясь безусловной частью России, я при этом — носитель уникального языка, уникальной культуры. Делая эти проекты, мы получаем признание от представителей других народов и культур, от всей нашей огромной прекрасной страны. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать в социальных сетях тысячи комментариев к клипу на песню «Я и есть Чувашия» — нашей республикой восхищаются во всех уголках России.