Медики едут в села республики
Программа «Земский доктор» в Чувашии работает с 2012 года. За это время больницы и офисы врачей общей практики в селах и малонаселенных городах республики пополнились почти на пятьсот докторов. А медики среднего звена долгое время ждали, когда же появится программа «Земский фельдшер», — в республике активно строились фельдшерско-акушерские пункты, но работать в них они не спешили.
Исключение составлял, пожалуй, Батыревский район, где проблем с желающими работать в ФАПах не было. Наконец, в 2018 году появилась программа «Земский фельдшер», по которой в первый же год 19 фельдшеров пришли работать в ФАПы и 13 человек пополнили ряды скорой медицинской помощи: служба также испытывала недостаток в сотрудниках. А в прошлом году 11 фельдшеров переехали в село и 20 стали работать на «скорой».
В Вурнарском районе 13 модульных ФАПов, в планах, по словам главного врача ЦРБ Николая Тинюкова, строительство еще десяти. По программе «Земский фельдшер» сюда приехали трое специалистов. Один из них, Виталий Захаров, на особом счету: работает очень хорошо. Николай Антонович ни разу не пожалел о том, что взял его на работу, хотя для этого пришлось потрудиться.
Дело в том, что Виталий Захаров в свое время окончил Канашское медицинское училище, несколько лет работал по специальности, а в 2000-е годы, когда дети стали подрастать, понял, что денег семье не хватает. Подался в Москву на заработки. На стройке пришлось освоить рабочие специальности: и сантехника, и электрика. Время шло, дети росли, здоровья не прибавлялось.
Да и, честно признаться, Виталий понимал, что занимается не своим делом. Медицина все-таки была ближе. Дед был ветеринаром, отец всю жизнь ему помогал, сестры-племянницы в медицине, средняя дочь тоже на медицинский поступила. А тут еще жена с разговорами по душам, мол, хватит по стройкам мотаться, давай уже дома ищи себе работу. Долго думал, все взвесил и решился.
После такого длительного перерыва пришлось проходить курсы, восстанавливать знания. Но, как он сам признается, чувствовал себя как рыба в воде. Тем более что и на стройке постоянно приходилось применять медицинские знания: люди рядом болели, получали травмы. Лечить не лечил, но первую помощь всегда оказывал, подсказывал, к какому врачу нужно обратиться за назначениями.
Вживаться в роль сельского лекаря долго не пришлось. ФАП построили в его селе, так что вокруг все свои, знакомые. Относятся хорошо, доверяют. Ну и ответственность особая: как откажешь в помощи знакомому человеку в выходной день или ночью? Собираешься, бежишь, волнуешься… Ну и частенько уже заранее знаешь причину вызова: таблетку вовремя не выпила бабушка или на огороде перестаралась.
Хорошо ли, что убрали возрастные ограничения в программах земских медиков? Как говорит Виталий Захаров, в молодости он вряд ли бы соблазнился на программу «Земский фельдшер». Все-таки хочется мир посмотреть, пожить в городе, где шумно и весело. А вот для тех, кто опыта набрался, чувствует себя уверенно, но при этом и от городской суеты устал, и надоело ежедневно тратить по полтора-два часа на то, чтобы добраться до работы, — это предложение «самое то»!
Конечно, быстрого отклика ждать не стоит. Медики народ консервативный. Во время работы обрастаешь знакомыми, привыкаешь к больнице и коллективу, все это менять непросто. Эти программы для философов от жизни, кто хочет жить на свежем воздухе, на чистых продуктах, ходить по земле пешком. Хотя машина, конечно же, нужна. Вот свои полмиллиона Виталий потратил на автомобиль. Теперь у него есть возможность одиноких старушек в ЦРБ отвозить к специалистам на консультацию, если что-то не терпит отлагательств, но жизни не угрожает. В противном случае вызывают «скорую».
Прививки в соответствии с национальным календарем он ребятишкам делает сам, для этого получил сертификат. Впрочем, и иммунизацию взрослого населения, скажем от гриппа, тоже сам проводит. Жалеет, что нет собственного электрокардиографа: ФАПам не положено, а среди 126 пожилых людей много пациентов с гипертонией, и далеко не всех удается убедить принимать лекарства. Среди пожилых людей сильны предубеждения, что лекарства «одно лечат, другое калечат», поэтому таблетки такие пациенты пьют только в крайнем случае. Но зато они с удовольствием проходят диспансеризацию. Мужчин же среднего возраста убедить прийти на медосмотр бывает сложно. Женщины намного дисциплинированнее.
Словно в подтверждение его слов на пороге появляется пациентка. Алевтина Николаевна просит давление померить. Говорит, что все таблетки выпила, а пульс все равно повышенный. У нее на руке фитнес-браслет — сын подарил. Теперь она каждый день следит, сколько шагов прошла. Не всегда получается 10 тысяч, но старается вести активный образ жизни. Лекарства, выписанные врачом, пьет и за пульсом благодаря подарку сына следит. Вот, пришла посоветоваться, надо ли дозу увеличить?
КСТАТИ
К Алгазинскому фельдшерско-акушерскому пункту прикреплены три деревни: Алгазино, Малды-Кукшум и Айгиши. В них живут 470 человек, из которых 86 — дети. Кроме людей трудоспособного возраста, 126 — пенсионеры и инвалиды. До ЦРБ — 22 км, до офиса врача общей практики — 8, зато до ФАПа самое большое расстояние — 3,5 км.
Виталий Валерьянович занялся пациенткой, а мне тем временем удалось поговорить с санитаркой Розой Михайловой — как ей одной такую невероятную чистоту удается поддерживать. Она в ФАПе уже 30 лет работает. Очень рада, что построили модульный: вода горячая, отопление, канализация — работай в удовольствие. На дорогу ходит пешком, идти всего-то десять минут. Это даже по городским меркам рядом. Кроме уборки, на ней оповещение пациентов, если кого-то пригласить надо специально, также приглашает в кабинет, когда очередь скапливается. Такое тоже бывает, особенно во время медосмотров. В деревню по графику приезжают врачи из ЦРБ разных специальностей, обследуют, берут анализы. Сельчане такое любят, приходят непременно. Для плановых осмотров это очень хорошо: не надо заранее записываться, стоять в очереди в поликлинике.
Пока разговаривали, Алевтина Николаевна довольная вышла из кабинета. Уверяет, что повезло с фельдшером: серьезный, вдумчивый. И хорошо, что местный. Никогда не отказывает, если что-то в неурочное время случится. Конечно, все понимают, что человеку отдыхать надо, стараются лишний раз в выходные дни или по вечерам не беспокоить, но если вдруг давление не снижается или температура высокая, то звонят на личный номер. Виталий Валерьянович обязательно приедет, надо — укол сделает, скажет, что предпринять. Сельчане понимают, что не брошенные, увереннее себя чувствуют под присмотром фельдшера.
Главный врач ЦРБ Николай Тинюков говорит, что у фельдшера за первый год работы было почти 3,5 тысячи посещений, сам провел полторы тысячи визитов на дом. Тут ведь не только больные, но и инвалиды, ветераны, кому тяжело передвигаться. Случается, что отвозит пациентов в Калининское отделение общей практики к доктору Борису Петрову. И, конечно, выполняет его назначения. Вот еще бы три вакансии такими специалистами закрыть…
Первичное звено, к которому относятся и фельдшерско-акушерские пункты, — это самая востребованная часть здравоохранения. Когда оно работает грамотно, то людям реже нужна высокотехнологичная медицинская помощь: запущенных заболеваний меньше. Ну и надо сказать, что большинство людей нуждаются в лечении и наблюдении именно на уровне поликлиники. И чаще всего возмущение у них вызывает именно невозможность попасть к доктору с простудой, повысившимся давлением, головной болью. Кстати, нередко это именно те люди, кого уговорить прийти на плановую диспансеризацию сложно. Но это уже тема другого разговора: у любого человека должна быть возможность обратиться к медикам.
Фото Олега Мальцева: Сельчане доверяют своему фельдшеру: к Виталию Захарову всегда можно по-соседски обратиться.