Или объемные картины как тренажер тактильных ощущений
Книги, напечатанные объемным шрифтом Брайля, навигатор, помогающий ориентироваться в пространстве, говорящие часы, смартфон… К этим устройствам и предметам, помогающим незрячим в самом главном — быть как все, можно смело отнести и объемные картины из специальной глины, керапласта. Такие картины воспринимаются наощупь и создаются в мастерской при церковно-историческом музее чебоксарского храма Новомучеников и Исповедников Российских.
Герои объемных картин выставки «Мы живем в мире» — святые и животные, с которыми они дружат. Кроме возможности потрогать есть у этих изображений и другие особенности: например, действующие лица изображены строго в анфас и на отдалении друг от друга, а второстепенные персонажи меньше главных по размеру. Так незрячим легче ориентироваться в сюжете, который им пересказывает волонтер. Он озвучивает своему подопечному историю, изображенную на картине (так же, как гиды в обычных музеях), водит его от экспоната к экспонату. Кстати, помимо будущих дефектологов из педагогического университета имени И.Я. Яковлева волонтерами стали и учащиеся медицинского колледжа, студенты Института культуры и искусств: однажды, случайно попав на выставку с незрячими и слабовидящими школьниками, они не смогли остаться в стороне.
За несколько лет экспозиция уже побывала во многих районах республики и в коррекционных школах Чебоксар, Москвы, Сергиева Посада, а сегодня она разместилась в стенах Дома правительства Чувашии. Авторы волонтерского проекта с нетерпением ждут, когда же выставка, наконец, вернется в стены родного храма.
В волонтерском проекте задействовано десять художников, среди которых и профессионалы своего дела, и студенты Художественного училища. Свой вклад в создание выставки внесли также дизайнер Национального музея Надежда Ярдыкова, художник-оформитель Театра оперы и балета Светлана Андреева… Сразу три картины создал художник с нарушением слуха Стас Владимиров, который также осваивает иконопись. Среди студентов — Даниил Ярдыков, слепивший картину о Давиде Гареджийском, окруженном горными ланями.
Пока на выставке всего восемнадцать картин, но за этим стоит огромная работа. Ведь сначала филологи адаптировали под современный русский язык сюжеты из жизни святых, потом создавались сами произведения и тщательно готовились волонтеры. Их, кстати, набралось около сорока.
Экспозиция начала свою работу еще в 2017 году, вспоминает директор музея при храме Валентина Шибаева, тогда был получен грант Главы Чувашии по поддержке проектов в области культуры. В 2018 году проект выиграл конкурс малых грантов «Доброволец», а в августе того же года занял второе место на Третьем международном форуме православной молодежи в Москве, на ВДНХ, и авторы разработки заслужили премию на дальнейшее развитие инклюзивной деятельности.
В Чувашии музеи не адаптированы под слепых, о колясочниках у нас хотя бы задумываются и строят пандусы, комментирует Валентина Шибаева положение дел. И вспоминает, как, пытаясь изменить ситуацию, в музее уже проводили специальные выставки: в 2013 году это была экспозиция о Сергии Радонежском, выполненная в технике контурной росписи по стеклу (витражи), а в 2014 году проводилась «Трогательная выставка» с экспонатами, свалянными из шерсти. Но стекло — материал слишком хрупкий, а шерсть для картин чересчур мягка. Поэтому со временем и родился проект с картинами из керапласта. Конечно, идеальным материалом могло бы послужить дерево, говорит Валентина Федоровна, но творческий процесс в таком случае затягивается, да и специалистов найти тяжелее.
Важно, что способность получать информацию при помощи тактильных ощущений — это навык, который можно и нужно развивать. В этом смысле объемные картины — хорошее учебное пособие для незрячих детей.
Фото vk.com: Искусство должно быть доступно для всех, в том числе для колясочников и для слепых, уверены в храме Новомучеников и Исповедников Российских.