На Парнас в досужий час

Публикация «Я – чуваш, послушай, уважь» в номере «СЧ» от 6 ноября вызвала у меня поток воспоминаний. Ведь я слушал упомянутого в ней Павла Ильича Лавуту!
Во второй половине 50-х годов прошлого века, когда я был студентом историко-филологического факультета Чувашского пединститута, перед студентами выступал именно этот продюсер, который в 1926–1930 годах сопровождал В. Маяковского в поездках по стране. Интерес к Владимиру Владимировичу тогда был подогрет тем, что сам Сталин однажды назвал его «лучшим поэтом советской эпохи». Как филологи, мы изучали творчество поэта по курсу истории советской литературы, а желающие – через спецкурс по творчеству В.Маяковского, который вела доцент Б. Бройтман, наизусть декламировавшая его стихи и поэмы. Нам, участникам драмкружка, раздали роли по пьесе Маяковского «Клоп», и мы разучивали их, даже не успев прочитать все произведение. Такая была спешка – надо было выступить на пахнущей свежей краской сцене актового зала нового здания педвуза, в который он переселился в 1958 г. В память врезались хлесткие фразы персонажей пьесы: «Висят баки, как хвост у собаки», «Где сапоги! Опять сапоги сперли!» и т. д. Взяв теперь в руки книгу П. Лавуты «Маяковский едет по Союзу. Воспоминания» (3-е изд. М., 1978), я вспомнил многие фразы Маяковского в изложении Лавуты, особенно находчивые ответы на реплики разношерстной публики. А вот о фактах встречи Маяковского с чувашскими поэтами П. Хузангаем и С. Шавлы я узнал впервые…
Приближается 50-летие нашего выпуска. Мы ежегодно встречаемся в первую субботу июля, общаемся, обмениваемся мнениями. Лишний раз убеждаюсь при этом, что заряд, заложенный в нас преподавателями-филологами Н. Павловым, М. Мальцевым, М. Михайловым и другими, с годами дал свои плоды. Еще в годы учебы «угощал» нас своими стихами сокурсник Николай Майоров. Немало его стихов помещалось в стенгазете «Филолог», занимавшей всю стену в коридоре. Когда мы выезжали на целину, Евгений Максимов собирал частушки жителей Алтайского края. На ежегодных встречах среди наших сокурсников выявлялись и другие самодеятельные поэты: А. Павлов, Т.Дубинина, В. Романов и др. Ардалион Павлов, работавший в органах безопасности, «настоящий полковник», издал сборник стихов и экспромтов «Следы на жизненной реке». В ней – отзвуки афганских событий.
Тамара Дубинина (Захарова), более сорока лет проработавшая в чебоксарской школе-гимназии № 4 и руководившая литературным кружком «Бригантина», издала сборник «Мешок стихов». Вышеупомянутый Николай Майоров, столько же времени учивший детей в деревне Кудеихе Порецкого района, выпустил «Последний звонок» – сборник своих стихов и песен, ведь он еще и самодеятельный композитор. Более 70 песен, иногда на собственные слова, написал мой сокурсник и бывший коллега по работе в родном вузе Вилорик Романов, ставший доктором исторических наук и профессором. Он издал два небольших сборника песен, их мелодии находятся в фондах Чувашского радио.
Находясь в таком поэтическом окружении, и автор этих строк поневоле тоже «пристрастился» к рифмам. Бывает, приходишь в гости к другу за пятнадцать минут до начала юбилейного вечера, уединишься в каком-нибудь уголке и набрасываешь экспромт из 3–4 куплетов. Накопился материал для издания в 2003 году сборника «На Парнас в досужий час (поэтические опыты)». На рабочем столе – фрагменты новой книжки.

Т. СЕРГЕЕВ,
профессор ЧГПУ им. И.Я. Яковлева.

Опубликовано: 2 декабря 2009 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.