Чувашского красноармейца проводили в последний путь

Вместе с личными вещами солдата был обнаружен нестандартный медальон, сделанный из немецкой гильзы. Фото Максима ВАСИЛЬЕВАНАШЕЛ ПОКОЙ В РОДНОЙ ЗЕМЛЕ

Фоторепортаж

В пяти километрах к северу от города Ржева Тверской области на правом берегу реки Холынка есть деревня Полунино. В октябре 1941 года ее захватили гитлеровцы. А в конце августа 1942-го после четырех недель беспрерывного боя деревню удалось полностью освободить. Участники тех событий рассказывали, что артиллерийские орудия накрыли «железным дождем» все здешние поля и леса. В тех боях отважно сражался красноармеец 2-го гвардейского мотострелкового полка 2-й гвардейской мотострелковой дивизии, уроженец деревни Полевые Шигали Батыревского района Константин Савельев. Его имя вписано в Книгу Памяти, где сообщается, что солдат погиб 4 августа и похоронен в деревне Полунино…
В августе этого лета недалеко от деревни московский поисковый отряд «Победа» совместно с чувашскими поисковиками из отряда «Веда» вели раскопки. На сельскохозяйственных угодьях едва проглядывались небольшие ямки – здесь когда-то проходила линия обороны и были окопы. Так вот, в одной из таких ям поисковики нашли останки красноармейца. А среди его личных вещей обнаружили погнутую немецкую гильзу. В ней был свернут клочок почерневшей бумаги, на котором уже позже благодаря криминалистической экспертизе удалось прочесть данные солдата – Константина Савельева…
В последний путь бойца проводили дальние родственники и неравнодушные сельчане. Фото Максима ВАСИЛЬЕВА4 декабря в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве состоялась торжественная передача останков чувашского красноармейца его родственникам. Двоюродный племянник Савельева Геннадий Федоров доставил их на малую родину солдата. К сожалению, прямых потомков у бойца Красной Армии не осталось. Его родной брат, только что женившись, погиб на войне. Сам Константин тоже был женат, но детьми обзавестись не успел. После того, как жена получила похоронку, решила усыновить сироту. Так что можно сказать, что у Савельева остался приемный сын Петр, который никогда не видел отца, но считал его все же своим. Вдовы уже давно нет, а вот сын живет в Чебоксарах, но, по словам дальних родственников, очень болен и не смог приехать на похороны пусть и не родного, но все же отца.
Красноармейца Константина Савельева похоронили на кладбище деревни Норваш-Шигали со всеми воинскими почестями. Фото Максима ВАСИЛЬЕВАТраурная церемония началась с митинга в сельском Доме культуры деревни Норваш-Шигали. Минутой молчания почтили павшего солдата руководство сельского поселения, представители районной администрации, военкомата, ветеранских организаций республики и поискового движения Чувашии, а также учащиеся местной школы и просто неравнодушные сельчане. Отец Иоанн отслужил заупокойный молебен по погибшему воину, а православные песнопения местных жительниц не прекращались и во время шествия к сельскому кладбищу. Под звуки военного оркестра и оружейные залпы красноармейца предали земле. В торжественную минуту женщины не смогли сдержать слез, потупив голову, молча стояли мужчины.
– Жаль, что у нас не осталось ни одной фотокарточки Константина Николаевича, – растрогалась родственница Галина Васильевна Савельева. – Знаем о нем только, что был достойным человеком, трудился в колхозе. Мы обязательно будем рассказывать об отважном родственнике своим детям и внукам, чтобы знали и помнили, ведь для нас он настоящий герой.
– Мы помним всех, кто сложил свою голову за наше мирное будущее. Ведь всего из нашего поселения на фронт ушли чуть более полутысячи человек, 252 сельчанина погибли на полях сражений. И пусть сегодня скорбный день, мы хороним одного из наших земляков, все-таки для нас всех утешение, что человек спустя 74 года обрел покой на своей родной земле, – произнес речь над могилой солдата глава Норваш-Шигалинского сельского поселения Николай Раськин. – Большая благодарность поисковикам, которые находят павших на поле боя воинов. Каждый солдат достоин, чтобы его имя было увековечено.

КОММЕНТАРИИ
Евгений ШУМИЛОВ, председатель совета Чувашского регионального отделения ООД «Поисковое движение России»:
– За последние годы добровольцами поисковых отрядов России было найдено 98 бойцов из Чувашии – это те, чьи данные документально подтверждены. Нынче были обнаружены останки четверых наших земляков, павших на полях сражений. И каждый раз, когда в результате нашей общей работы находится боец, замирает сердце, испытываешь и радость, и боль одновременно, и, наверное, возникает чувство исполненного долга… Известно, что в тех боях у деревни Полунино только со 2 по 4 августа погибли, кроме Савельева, еще четыре наших земляка из Ядринского, Комсомольского, Моргаушского и Козловского районов. Может, Савельев знал их, может, кому-то был сослуживцем, другом. Ведь каждый из солдат – это герой, и не потому, что совершил какой-то подвиг, он сделал самое трудное, под шквальным огнем поднялся из окопа, сделал первый шаг и пошел в атаку…

Павел ПРОСУКОВ, руководитель Чувашской республиканской общественной организации «Поисковый отряд «Веда»:
– Поиски обычно начинаются еще задолго до выезда на место, мы поднимаем архивные данные, изучаем карты, где проходили линия обороны, наступление. Потом обследуем местность, используя различные технические средства, в том числе металло-детектор. Именно с его помощью удалось найти останки Савельева. При нем были личные вещи: монеты, хлорница, которая использовалась для обеззараживания ран, и гильза. И теперь мы можем судить о том, как провел последние часы наш земляк. Именно 4 августа наши войска начали наступление на деревню Полунино, чтобы открыть дорогу на Ржев. Савельев погиб на высоте «200». Если копнуть там в некоторых местах – сплошь лежат гильзы, осколки снарядов. За две недели эту «мясорубку» прошли около миллиона солдат с нашей стороны и 800 тысяч с немецкой. 718-й стрелковый полк и наша 139-я стрелковая дивизия, на 70 процентов состоявшая из чувашей, потеряли за три дня больше половины бойцов. Даже сейчас там страшно. И это удача, что останки Савельева покоились отдельно. Мы проводили раскопки в Калужской области на месте разрушенного бомбежкой военного госпиталя, так там останки были неотделимы. И все-таки в списках умерших от ран мы нашли двоих бойцов из Вурнарского и Моргаушского районов. Их родные решили приехать на захоронение, которое пройдет в мае следующего года на мемориальном кладбище в Калужской области.

Фоторепортаж Максима ВАСИЛЬЕВА:

navigate_before
navigate_next
Опубликовано: 8 декабря 2016 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.