О том, что в Чебоксарах в Великую Отечественную войну дислоцировались различные авиационные части, мне приходилось рассказывать в специальной литературе и СМИ еще лет пятнадцать назад, но разнобой даже в их именовании (более 10 версий!) среди исследователей и просто интересующихся темой обязывает вернуться к ним.
ЗАПАСНОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ
С ноября 1941 г. по апрель 1942 г. в Чебоксарах был дислоцирован 1-й запасной истребительный авиационный полк (1-й ЗИАП) 2-й запасной авиационной бригады.
За сравнительно короткое время пребывания полка в Чебоксарах подготовлено, укомплектовано летчиками, техническим составом и самолетами «ЛаГГ-3» и отправлено на фронт восемь (!) истребительных полков: 21-й, 42-й, 169-й (подтверждается не всеми документами), 192-й, 194-й, 293-й, 295-й, 509-й.
Кроме них, нужно назвать и 15-й, 440-й истребительные авиационные полки, формирование которых было начато в Чебоксарах в конце декабря 1941 г., а вылетели на фронт они уже после передислокации 1-го ЗИАП в город Арзамас.
Ветеран Великой Отечественной войны Борис Владимирович Ковров из Рыбинска Ярославской области утверждает, что и его 157-й ИАП в сентябре 1941 г. был эвакуирован в город Череповец, а затем направлен в Чебоксары в первый запасной истребительный авиаполк. Весной 1942 г. летчиков перенаправили под Арзамас.
В знак признания заслуг полка Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21.12.1942 г. ему было вручено Красное знамя.
Что такое истребительный авиаполк периода войны? Впервые авиаполки в ВВС были сформированы в 1938 г. в статусе воинской части. Опыт участия в боях и значительных потерь в первый месяц Великой Отечественной войны вынудил реорганизовать состав и управление полками. К середине войны истребительный авиаполк состоял из 3 эскадрилий по 10 самолетов и 4 самолетов в управлении полка, всего 34 самолета.
Что же такое истребительный авиаполк периода войны? Впервые авиаполки в ВВС были сформированы в 1938 г. в статусе воинской части. Опыт участия в боях и значительных потерь в первый месяц Великой Отечественной войны вынудил реорганизовать состав и управление полками. К середине войны истребительный авиаполк состоял из 3 эскадрилий по 10 самолетов и 4 самолетов в управлении полка, всего 34 самолета.
Были в составе сформированных в Чебоксарах истребительных полков и наши земляки.
Например, в 295-м ИАП – военком эскадрильи политрук Иван Ефимов, мотористы авиадвигателей Федор Шидаков, Егор Сотников, Петр Охлеванкин, Михаил Краснов, стрелок авиавооружений Алексей Виноградов, в 440-м ИАП – военком 1-й истребительной авиаэскадрильи старший политрук Егор Сорокин, механик по приборам Иван Васильев…
Особо нужно сказать о старшем политруке Егоре Сорокине. Он был душой полка, мог поддержать любого летчика своим комиссарским словом. А в дни Сталинградской битвы полку приходилось несладко – летчики потеряли счет боевым вылетам. Не случайно уже в августе 1942 г. политрук Сорокин был представлен к ордену Красной Звезды. «…Добился высокой сплоченности, безаварийности и беззаветной храбрости и преданности нашей Родине всего личного состава», – это из его наградного листа. Лишь за одну неделю летчики его эскадрильи сбили в сталинградском небе 17 «мессеров» и один «юнкерс».
Жизнь партийного организатора 312-го штурмового авиационного полка гвардии капитана Егора Сорокина трагически оборвалась ровно за месяц до Дня Победы в Померании – самолет «Дуглас» с 13 специалистами наземной службы аэродрома полка был ошибочно сбит своими же зенитчиками и упал на окраине города Альтдамм.
Жаль, но в Книге Памяти Чувашской Республики ему не нашлось места.
Изначально 1-й ЗИАП был сформирован в июле 1941 г. в городе Торжок на базе трех авиаэскадрилий 163-го резервного авиаполка. В конце месяца часть получила официальное наименование «1-й запасной истребительный авиационный полк» и вошла в состав Военно-Воздушных Сил Московского военного округа, а с 9 января 1942?г. полк вошел в состав 2-й запасной авиационной бригады ВВС МВО.
В период пребывания полка в Чебоксарах им командовал майор Иван Валуйцев.
Чтобы понять объем работы полка, нужно вникнуть в эти цифры: только за 1941 г. он отправил на фронт 4 полка, 48 одиночных экипажей, 518 человек инженерно-технического состава, 128 самолетов. В процессе учебно-тренировочных полетов летчиками полка было совершено 8563 посадки. В следующем 1942 г. это число возросло до 48761(!) посадки, 16 маршевых полков (6 из них – с чебоксарского аэродрома полка), 121 одиночного экипажа, 2660 человек инженерно-технического состава, 566 отправленных на фронт самолетов.
Заслуги полка в подготовке кадров для фронта высоко оценены Родиной – орденом Красной Звезды за выдающиеся заслуги в деле подготовки летно-технических кадров для фронта были награждены штурман 2-й эскадрильи старший лейтенант Василий Алтухов, инструктор-летчик Михаил Зеленкин, командир звена Яков Гаранин (убыл на фронт и погиб в бою 22.10.1943?г.), Павел Анохов, Сергей Бондаренко.
Личный состав полка постоянно повышал свое летное мастерство в ходе боевой стажировки на фронте.
Так, Василий Алтухов в ходе такой стажировки совершил 48 боевых вылетов и сбил двух «мессеров» – фашистский самолет «МЕ-109», идеал истребителя Второй мировой войны. А это действительно было подвигом – наши «ЛаГГ-3» явно уступали «мессерам» по ряду основных летных данных, были тяжелы в управлении, что создавало немало проблем нашим летчикам-истребителям при переходе из одной фигуры пилотажа в другую.
На фронт направлялись хорошо подготовленные полки, многие командиры и летчики уже имели боевой опыт.
Так, 509-м полком командовал майор Тимофей Вихров, имеющий орден Ленина и два ордена Красного Знамени за Халхин-Гол и Великую Отечественную войну, такие же заслуги были и у командира 295-го ИАП майора Платона Смолякова. 42-м ИАП командовал Герой Советского Союза майор Федор Шинкаренко. Командир 440-го ИАП батальонный комиссар Евграф Мешков до Великой Отечественной успел пройти испытание финской…
Постоянный состав 1-го ЗИАП мог только гордиться своими воспитанниками.
В этом отношении примечателен боевой путь 42-го ИАП. Трех Героев Советского Союза воспитал он, это командиры эскадрилий майор Николай Власов, капитаны Григорий Герман, Николай Тихонов (посмертно). И о каждом можно написать не одну книгу.
Особо трагична судьба командира эскадрильи майора Николая Власова. Он еще в августе 1941 г. совершил воздушный таран и получил при этом тяжелые травмы. После года лечения снова сел за штурвал самолета и в июне 1942-го совершил дерзкую посадку на островок между двумя забитыми фашистскими войсками шоссе и спас своего раненого боевого товарища. Через год под Ленинградом после падения попал в плен, в трех концлагерях готовил дерзкие побеги, но был предан и заживо сожжен в печи Маутхаузена.
Нельзя не вспомнить и Героя Советского Союза майора Владимира Калачева. Он убыл на фронт командиром 15-го истребительного полка в июне 1942 г. А уже 28 июня на глазах всего полка совершил таран вражеского самолета и спас этим аэродром полка от обнаружения врагом и нанесения бомбового удара, но сам геройски погиб.
Всего в отправленных из Чебоксар маршевых истребительных полках более 20 летчиков удостоились высших наград Родины.
САМОЛЕТ «ЛАГГ-3»
«ЛаГГ-3» – истребитель конструкторов С.А. Лавочкина, В.П. Горбунова и М.И. Гудкова, их до войны успели собрать всего-то три сотни. Как говорится, слепили из того, что было. Весь алюминий ушел на бомбардировщики, поэтому для обшивки истребителя использовали пропитанный специальным составом шпон, так называемую дельта-древесину. Из-за специфической покраски самолет еще в ходе испытаний прозвали «роялем». С самолетом связано немало историй. В 1941 г., не поверив в негорючесть дельта-древесины, огнем из своей трубки пытался поджечь образец материала сам Сталин, но не вышло.
Самолет имел вводившее в ужас видавших виды фашистских асов вооружение – пулемет УБ (универсальный Березина), стрелявший через втулку винта; два пулемета УБС (универсальный Березина синхронный), установленных над мотором, и там же еще два пулемета ШКАС. Самолет при стрельбе буквально извергал сноп пламени. Уступая по ряду летных качеств самолетам противника, «ЛаГГ-3» выигрывал в своей огневой мощи, живучести и стойкости и внес достойный вклад в победу над врагом, особенно в первые два года войны. Самолет мог подниматься до 10 тыс. м, поэтому имелось и кислородное оборудование. Мог разгоняться до скорости 500 и более км/час. Производился он в том числе и на заводе «ГАЗ-21» в городе Горький, что облегчало их перегон в Чебоксары в 1-й ЗИАП.
С Чебоксарами связано и испытание противотанкового «ЛаГГ-3» 34-й серии. При перегоне из Горького летчик был вынужден посадить самолет на чебоксарском аэродроме и из-за ранней зимы не смог продолжить свой путь на полигон для испытания новой пушки НС-37, использующей принцип отдачи ствола. Самолет оборудовали лыжами, и лишь в феврале 1942?г. он попал на госиспытания. Но только после того, как один из конструкторов пушки, А. Нудельман, прорвался на прием к Сталину, была решена судьба перспективного оружия. Осенью 1942 г. самолеты этой серии с новой пушкой НС-37 уже появились на Сталинградском фронте и из-за своей боевой эффективности получили неофициальное название «пожиратель танков», внесли достойный вклад в перелом в Великой Отечественной войне.
После того, как фашистские войска были отброшены от стен Москвы, 1-й ЗИАП был передислоцирован в город Арзамас Горьковской области. Оттуда было ближе и к заводу-производителю самолетов «ЛаГГ-3», и к фронту. Произошло это в апреле 1942 г. Но летчики и техники как постоянного состава, так и маршевых истребительных полков сохранили теплую память о Чувашии, где их приютили и создали необходимые условия для выполнения поставленных задач в самое трудное для страны время.
Окончание следует.
Евгений ШУМИЛОВ,
председатель совета регионального отделения ООД «Поисковое движение России»
ОТ РЕДАКЦИИ
На прошлой неделе в Кирове состоялась торжественная церемония награждения победителей и лауреатов конкурса Приволжского федерального округа «Победа». На ней заместитель полномочного представителя Президента РФ в ПФО Юрий Золотарев вручил лучшим представителям поискового движения регионов ПФО Благодарственные письма Президента России за вклад в подготовку и празднование юбилея Победы. В числе награжденных был и руководитель поискового клуба «Набат» чебоксарской школы № 57 Евгений Шумилов. Поздравляем нашего автора и ждем от него новых интересных статей!
Огромное спасибо за статью. Не могу передать словами, какие потрясающие открытия с Вашей помощью я для себя сделала.
Чувашия на своей земле приняла и подняла на крыло стольких летчиков! Нужна память зрительная. Мало для такого подвига пропеллера во дворе школы. Нужно нечто большее.