На фронт ушел семнадцатилетним

НА ПЕРЕДОВОЙ – И НА ВОЙНЕ, И В МИРНОЙ ЖИЗНИ

Ветерану Великой Отечественной Ивану Афанасьевичу Петрову в марте следующего года исполнится 90 лет. Выглядит он еще молодцом, только вот туговат на ухо стал – не помогает и слуховой аппарат, который приобрел за 18 тысяч рублей. Проблемы со слухом появились еще на фронте. В начале июня 1944 года под Ленинградом во время прорыва обороны немцев, названной «Голубой линией», его ранило в голову. Контузия, полевой госпиталь… Долечиться до конца не удалось. Через две недели снова был на передовой. Немцы отчаянно сопротивлялись. Земля горела под ногами от взрывов мин и снарядов, воздух был пропитан запахом дыма, гари и пепла. Нечем было дышать. В рядах 305-го стрелкового полка 44-й Чудовской Краснознаменной стрелковой дивизии 67-й армии 3-го Прибалтийского фронта, где принял боевое крещение рядовой Петров, было много безусых новобранцев. Но дрались они храбро. И все же прорвать оборону немцев с первого раза не удалось, потребовалась подмога.

Пока лежал в госпитале, Иван корил себя: как же так, выбыл из строя после первого боя… Часто вспоминал и родную деревню Сосново в Красночетайском районе, мать, отца, как призывался в армию. Не стереть из памяти и 9 ноября 1943 года, когда ему надо было прибыть в распоряжение учебной роты минометного батальона, расквартированного в поселке Вурнары.
В тот день простился с матерью, близкими и друзьями и неожиданно возле калитки родного дома встретился с отцом. Грудь в орденах и медалях, только вот инвалидом стал, ногу ампутировали после тяжелого ранения. На сантименты времени не оставалось, надо было спешить к месту службы. «Бей фашистов, Ваня, – напутствовал Афанасий Алексеевич сына. – Победа будет за нами, надо додавить врага, только береги себя».
«А как ты под мобилизацию попал, ведь и ростом даже не вышел?» – поинтересовался вдруг Петров-старший. «А я схитрил, – ответил Ваня. – На кочку встал». «Ну что ж, без смекалки солдату нельзя», – сказал отец и вызвался сам довезти сына на подводе до пункта мобилизации, даже не передохнув с дороги. Лошадь радостно заржала, узнав хозяина, а потом резво понеслась по ухабистому тракту.
В Вурнарах учеба продолжалась шесть месяцев. Научился Иван стрелять по мишеням, преодолевать препятствия, бегать в противогазе, рыть окопы. И даже ростом стал выше, как шутили товарищи. В составе маршевой роты под Ленинград тогда отправили четверых красночетайских парней, живым из них остался один Петров. Саша Мидаков из соседней деревни хоть и вернулся с фронта, но от ранений умер дома. Картины войны и спустя 70 лет бередят душу ветерана. Много горя увидел.
…После возвращения в строй и прорыва обороны немцев под Ленинградом Иван Афанасьевич участвовал в боях за освобождение Эстонии, Латвии и Литвы, где и закончил войну в звании лейтенанта. После 9 мая 1945 года продолжал службу в конвойных войсках Министерства внутренних дел. Так что с немцами пришлось контактировать еще долго, правда, теперь уже с пленными. Работал с ними на восстановлении Новгорода, Ленинграда, Нарвы, Севастополя и Мелитополя. Участвовал в прокладке автодороги Ленинград – Таллин, газопровода Кохтла-Ярве – Ленинград.
Много чего еще пришлось строить – страна была разрушена войной. В 1955 году вернулся в родную деревню, помог родителям построить дом и привести в порядок хозяйство. Женился на однокласснице Акулине, с которой они вырастили сына Михаила.
После окончания Чебоксарского электромеханического техникума в 1959 году Иван Афанасьевич работал на Чебоксарском заводе электроизмерительных приборов, где от рабочего дорос до начальника производственно-диспетчерского отдела сборочного цеха. С 1965 года работал в представительстве Минобороны СССР на заводе «Чувашкабель». Имеет звание ветерана Министерства обороны.

Фото из семейного архива Петровых (1943 год)

Опубликовано: 27 февраля 2015 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.