РАЗ ПИЛЮЛЯ, ДВА ПИЛЮЛЯ…
В аптеке безлюдно. Чтобы поговорить о том, ощущают ли пациенты беспокойство по поводу снабжения препаратами или нет, приходится ждать. Люди тянутся по одному. Вот молодой мужчина просит «антиполицай» и что-нибудь от головной боли. Это не «на сейчас», а на будущее: вдруг понадобится, а под рукой ничего нет. Нет, он не думает, что с лекарствами появятся проблемы, это же бизнес, значит, их будут продавать. Цены на лекарства он не знает, вот разве что от простуды порошки стали дороговаты, но их же не каждый день пьют. Подумав, купил еще таблетки от изжоги.
Женщина средних лет протягивает в окошко рецепт. Она не инвалид, покупает лекарства на свои деньги, принимает препараты от давления уже несколько лет. Раньше пила другие таблетки, но от них появился кашель, месяц назад ей новые выписали. Они немного дороже стоят, в месяц тратит на них 300 рублей. Ценой не возмущается: лекарство действует хорошо, кашель пропал, давление не повышается. С одной стороны, приятно, что препаратов много, есть из чего выбрать, но смущает, что в этом «изобилии» трудно разобраться. Действующее вещество одно и то же, а цены в зависимости от страны-изготовителя разные. Иногда кажется, что дорогое лекарство действует лучше, но так ли это на самом деле? Женщина уверена, что проблем с таблетками, которые нужны большинству людей с хроническими заболеваниями, или антибиотиками быть не должно. Так и говорит: «Это социальная проблема, думаю, что нас государство защитит, сейчас не 90-е годы».
Генеральный директор ГУП Чувашской Республики «Фармация» Валерий Филимонов, прежде чем что-то объяснять, достает толстенный справочник, где указаны все препараты, определенные как жизненно важные лекарственные средства. Там и антибиотики, и гормональные средства, и лекарства для диабетиков, астматиков, гипертоников, сердечников.
– В этом году перечень жизненно важных препаратов пополнился еще 50 наименованиями, и теперь в нем почти 800 позиций. Напомню, что цены на эту группу лекарств фиксируются только один раз в год, это уже сделано, и нового повышения не будет.
Максимальная надбавка также фиксируется государством, поэтому продать лекарственное средство из перечня дороже, чем это оговорено, ни у одной аптеки не получится. Так что спекуляция на этой группе лекарств невозможна. Для льготников, которые получают препараты бесплатно (это инвалиды и дети-инвалиды – всего их 21031 человек), мы сделали запас, которого хватит на семь месяцев. Сумма товаров по федеральной льготной программе составляет 132 млн. рублей. Для пациентов, нуждающихся в особо дорогих медикаментах, запас в республике сделан на весь 2015 год.
Заместитель министра здравоохранения и социального развития Наиля Зинетуллина призналась, что в министерстве не могут сказать, что все идет хорошо и нас ждут радужные перспективы. Но пока причин для большого беспокойства просто нет. Запасы лекарственных средств сделаны, в том числе и для пациентов, которые не являются инвалидами, но нуждаются в серьезном лечении – это диабетики, астматики, психически больные люди. Запас не трехмесячный, как требует правительство страны, а на пять месяцев. Если ситуация ухудшится, все равно есть возможность для маневра. Один и тот же препарат выпускается разными фирмами, а потому цена на него может колебаться значительно. Далеко не всегда более дешевый препарат хуже. Самый простой пример: есть аспирин кардио по 150 рублей за упаковку и есть ацетилсалициловая кислота, стоимость которой около 10 рублей. Действие их абсолютно одинаковое. Единственная сложность – ацетилсалициловую кислоту надо делить на 4 части и принимать четвертинку. Стоит ли платить за удобство, каждый решает сам.
Проблема обеспечения лекарствами – это проблема не республики, вернее, не только республики, но и всей страны, поэтому она будет решаться. Валерий Филимонов говорит, что каждый месяц они отправляют в Росздравнадзор отчет по ценам на пять тысяч препаратов. Некоторые лекарства, не входящие в список жизненно важных, уже подорожали на 5-7 проц., часть позиций до 50 рублей поднялась в два раза, но все равно этот подъем пока не критичен. А когда микрофоны и камеры уже были выключены, посоветовал журналистам заниматься физкультурой. Если не получается бегать на лыжах, то хотя бы ходить пешком. Часто мы пытаемся вернуть здоровье, глотая лекарства, а надо бы помнить о том, что одних пилюль для этого мало.