Работа как образ жизни

мальцеваГДЕ РОДИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ

Село Юваново только из столицы кажется глубинкой. На самом деле добраться до него проще простого – дороги хорошие, да и ехать недолго. В самом селе понимаешь, что живут здесь люди как будто в другом измерении: без суеты, с добрым отношением друг к другу, с готовностью помочь соседу.

БЕЗ ВЫХОДНЫХ И ПРАЗДНИКОВ
…Пес по кличке Малыш весело лаял и козликом скакал по двору, ловко перепрыгивая через пирамиду из тыкв и ведра с яблоками – радовался гостям, которые здесь бывают нечасто.
А когда­-то в этот дом люди приходили и рано утром, и поздно ночью, и в будни, и в праздники. Правда, гостями их назвать можно было с большой натяжкой: в дом главного врача участковой больницы Геннадия Иванова они стучались, когда становилось совсем худо. Сельский люд терпелив – по пустякам доктора беспокоить не станет. Маленький, некогда служебный домик врача стоит буквально в двух шагах от Ювановской участковой больницы, где Геннадий Иванов почти три десятка лет лечил пациентов от мала до велика. Все это время он был, по сути, членом каждой семьи на своем участке. Ведь сельский врач – это не профессия, это образ жизни.
Приехал он в Ядринский район, где родился и вырос, сразу же, как только получил диплом врача в Горьковском мединституте. Нагрузки на сельских медиков в ту пору были большими: участковые больницы работали круглосуточно, здесь и роды принимали, и операции делали, и от инфекционных недугов избавляли. Педиатров в селе не хватало, поэтому дети – от новорожденных крох до старшеклассников – наблюдались здесь же. Доктор назначал прививки в соответствии с национальным календарем, проводил профилактические осмотры и патронаж, лечил захворавших.
На его попечении находились и ветераны Великой Отечественной войны. Тогда их, прикрепленных к больнице, было более ста: каждого нужно было осмотреть раз в квартал, даже если сам ветеран на здоровье не жаловался. Неудивительно, что свою любовь молодой доктор встретил здесь же, в больнице. Вместе с ним к работе приступила юная выпускница Канашского медучилища милая девушка Настенька, влюбленная в медицину.
Недаром говорят, что самые прочные браки, когда у супругов есть общий интерес. Они вместе уже около сорока лет, вырастили двух дочерей. Анастасия Ивановна до недавнего времени работала медсестрой в стационаре. Когда ей выпадали ночные дежурства, оставляла хозяйство на мужа, знала, что дома будет порядок. А когда он заболел, стала во всем ему помощницей.
– Врачу удобнее жить рядом с больницей, – размышляет Геннадий Аверкиевич, – и пациентам лучше, да и самому не нужно долго до рабочего места добираться, если кому­-то понадобилась срочная медицинская помощь. «Скорая», конечно, сейчас приезжает быстро, но ведь в жизни всего не предусмотришь.
Отказать заболевшему человеку ни один сельский врач не может, когда бы его ни позвали к пациенту. Сам Геннадий Аверкиевич так и работал все 26 лет. Конечно, в табеле ставил себе выходные, как и полагается по Трудовому кодексу, но на самом деле никогда не отдыхал – ни по воскресеньям, ни в праздники. Разве только, когда уезжал в отпуск, удавалось отоспаться. Наверное, и дальше бы продолжал заниматься любимым делом, но тяжелый недуг усадил его в инвалидное кресло, и шестнадцать лет назад он передал все дела своему преемнику Алексею Сытину.

ДОМА И СТЕНЫ ПОМОГАЮТ
Алексей Феликсович тоже из местных, вернулся в родной район из Новочебоксарска, где работал врачом скорой помощи. В конце 90­х в городе было голодно, зарплату задерживали, снимать квартиру становилось все труднее. Решил ненадолго вернуться на малую родину, чтобы пережить дома трудные времена. Да так здесь и остался. Опыт работы на «скорой» не раз его выручал, когда зимой случались снежные заносы, немедленно вывезти пациента в стационар не представлялось возможным, и ему приходилось в одиночку противостоять болезни.
Тем временем участковая больница потеряла свой статус, теперь здесь остался лишь дневной стационар да офис врача общей практики. Здание со временем обветшало и уже не отвечает современным требованиям: построили его в 1933 году, когда про СанПиНы и слыхом не слыхивали, а потому ни канализации с водопроводом, ни центрального отопления не предусмотрели. В бытность свою главным врачом Геннадий Аверкиевич перевел отопление с печного на газовое, но воду в деревянное, быстро сыреющее здание провести не удалось.
Ювановская участковая больница в прошлом году отметила свой 80­летий юбилей, но похвастать тем, что до сих пор образцово служит людям, увы, не может: годы сделали свое дело. Молодежь о том, что когда-­то тут размещался крупный стационар на сорок коек, знает только по рассказам старожилов да медиков­ветеранов, которым дорог здесь каждый закуток.
Одна из них Галина Прохоровна Терентьева. И ее родители уроженцы села Юваново, и она сама появилась на свет в участковой больнице. Когда выучилась на медсестру, вопрос, где работать, не стоял – конечно же, в своей больнице, тем более что и живет напротив нее, нужно только дорогу перейти. Сельчане знают: что бы ни случилось, в самую глухую ночь можно постучаться в дом к Галине Прохоровне, она непременно поможет. И теперь при одной мысли о том, что офис врача переведут куда-то из Юваново, у нее сердце кровью обливается. Хотя и соглашается, что старое здание уже исчерпало свои возможности.

СЛОЖНЫЙ ВЫБОР
Разговоры о том, что для офиса врача нужно новое помещение, ходят давно, несколько лет назад даже планировали его строительство. Но денег в бюджете хватило пока только на новую школу на 200 мест. Руководство Ядринской центральной районной больницы думает, как разместить офис в помещении, соответствующем стандартам.
По словам главного врача ЦРБ Игоря Павлова, рассматриваются разные варианты, и один из них – перевод офиса в Верхние Ирзеи, в здание правления сельскохозяйственного предприятия «Родина». Филиал агрофирмы «Волгатранс­газ» готов потесниться и отдать весь второй этаж с отдельным входом «под медицину». На косметический ремонт деньги найти проще, чем четверть миллиона рублей на капитальное строительство.
Далеко не все рады изменениям. Привыкли, что медики прямо в селе располагаются, трудно представить иную жизнь. Геннадий Аверкиевич с теми, кто против переезда, не согласен: уверен, что жители окружающих сельских поселений от этого только выиграют. Верхние Ирзеи находятся в центре участка, закрепленного за Ювановским офисом, людям будет удобнее туда добираться. Тем более что в школе работает медсестра, так что «свои» медики все-­таки будут. На вопрос, не переживает ли, что самому на коляске к врачу добраться станет сложновато, улыбается, мол, коллега ни одного инвалида без присмотра не оставляет. Он и сейчас в больницу не наведывается – доктор Сытин сам к нему заглядывает, приносит рецепты на льготные лекарства.
Люди все еще не могут привыкнуть, что о здоровье надо заботиться самим. Если раньше стационар нередко служил местным санаторием, особенно для пожилых людей, где можно было отдохнуть, набраться сил, то сейчас госпитализация сродни ЧП. Многих пациентов на себя берет ЦРБ, с инфарктами и инсультами «скорая» везет в региональные сосудистые центры, но в любом случае первичная медицинская помощь в селе должна быть высококвалифицированной и доступной. Без современного офиса врача общей практики тут не обойтись, и вопрос с новым местом для него решается. Тем временем крышу старой участковой больницы отремонтировали, отопление включили. Надеются, что 82­я зима для больницы пройдет без нештатных ситуаций.

БЫВШИХ ВРАЧЕЙ НЕ БЫВАЕТ
Пока мы вели разговоры, Анастасия Ивановна напекла пирогов с яблоками, пригласила на чай. За столом спросила у Геннадия Аверкиевича, были ли в его практике забавные случаи. Доктор улыбнулся: «Случаи были разные, но как о них рассказывать? Даже если имена поменяю, соседи все равно своих узнают, и это будет нарушением врачебной тайны. Пусть лучше Анастасия Ивановна вам рецепт пирогов даст. Мы его недавно опробовали. И яблок прихватите, они у нас экологически чистые». Так что домой мы ехали с рецептом яблочного пирога…



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.