Старый холст в качестве пациента

3275.jpgНедавно вместо просвечивания легких очередного пациента на обычном рентгеновском оборудовании был сделан снимок живописного произведения. Таким образом «диагноз» старому холсту из музейного хранилища в Чувашии ставили впервые. Просвечиванию подвергся живописный эскиз первого чувашского художника-профессионала, а также основателя харьковской школы академического рисунка Алексея Кокеля «Встреча», что хранится в Чувашском художественном музее. Дело в том, что главный хранитель этого музея искусствовед Георгий Исаев предположил, что под верхним живописным слоем этого эскиза может находиться еще один. И что скрытое от глаз публики – не что иное как работа мастера «Новый селянин», написанная в стиле украинского авангарда предположительно в начале 20-х годов прошлого века. Именно такое название можно прочитать на оборотной стороне «Встречи», изображающей встречу жителями Харькова Красной армии. На просвечивание картину понесли украинские художники-реставраторы, научные сотрудники Харьковской государственной академии дизайна и искусств Елена Панченко и Марина Коряковцева, уже пятый год приезжающие, как на работу, в Чебоксары и буквально вытаскивающие из небытия кокелевские шедевры. Они знали что делали. У себя на родине сотрудницы ХГАДИ регулярно ходят в поликлинику не для проверки собственного здоровья, а с целью разгадать тайны старых холстов и икон. Так что харьковские рентгенологи уже узнают их при встрече. Каковы же были их радость и удивление, а также похожие эмоции главного хранителя Г. Исаева и главного кокелеведа республики профессора ЧГУ им. И.Н. Ульянова Владимира Васильева, когда под «Встречей» действительно оказался авангардный «Новый селянин». К тому же на снимке ясно проглядывала подпись мастера. «Пока остается догадываться, – говорит В. Васильев, – почему Алексей Кокель решил «спрятать» эту работу. Произошло это либо из-за экономии холста, как это часто бывало у художников, либо по причине начавшихся гонений на авангардистов». Найденное с помощью современной техники изображение будет немедленно отправлено известной украинской исследовательнице творчества А. Кокеля, искусствоведу и директору Харьковского художественного музея Валентине Мызгиной. Она пишет исследовательскую работу «А.А. Кокель в контексте украинского авангарда». Ранее ей уже были отправлены две картины классика – «Единоличница» и «Селянин». Чебоксарское открытие явно украсит это исследование. Ну а в нашем музее официально появится еще одна «двойная» картина. К тому же история находки не обошлась без курьезов. Потомки могут еще теряться в догадках, почему на рентгеновской пленке с очертаниями «Нового селянина» стоит надпись «грудная клетка профессора В. Васильева».

Опубликовано: 28 мая 2009

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.