В ЧУВАШИИ ДЕТЯМ ПОРОКИ СЕРДЦА ОПЕРИРУЮТ БЕЗ РАЗРЕЗОВ
В Республиканском кардиологическом диспансере впервые в Чувашии были проведены операции по коррекции врожденных пороков сердца у детей. Причем без вскрытия грудной клетки, остановки сердца и подключения аппарата искусственного кровообращения. Мастер-класс нашим кардиохирургам дал профессор Братиславского детского кардиологического центра Павел Гавора (Словакия).
Врожденные пороки сердца, к сожалению, у современных детей довольно распространены. Как объяснила главный врач кардиодиспансера Татьяна Мизурова, если эти пороки не оперировать, когда такие дети взрослеют, у них развиваются сердечная недостаточность, сложные нарушения ритма, что существенно портит качество жизни, и все равно требуется операция, но уже большая и сложная.
«Сегодня на чувашской земле праздник», – именно так охарактеризовал день, когда делались операции, заведующий отделением рентгенхирургических методов диагностики и лечения Республиканского кардиодиспансера Юрий Шамитов. К журналистам он вышел прямо из операционной в весьма приподнятом настроении. Вообще атмосфера здесь царила довольно неформальная, хотя это не помешало упаковать представителей прессы в стерильные одежды буквально до ушей – даже разговаривать приходилось сквозь медицинскую маску. Что ж, в операционных блоках строжайшие меры предосторожности, и это правильно. Зато мы смогли сами через стекло наблюдать за ходом операции – четвертой из семи сделанных. Пациентами были дети со всей республики, в том числе из деревень. Самому маленькому пациенту – 2 года и 3 месяца, самому взрослому – 10 лет.
Уникальность этих операций в том, что они проведены фактически «без разрезов». По словам Павла Гаворы, эта методика практически не вызывает осложнений и заметно сокращает процесс реабилитации пациентов в послеоперационный период, в том числе благодаря щадящей анестезии. Проще говоря, уже вечером после хирургического вмешательства дети бегают по отделению, а на следующий день их выписывают. И сами маленькие пациенты, и их родители в приятном изумлении и даже шоке, они ведь так боялись!
Операция занимает около 20 минут. Через бедренную вену или артерию вводится тонкий катетер, около 2-3 мм диаметром, продвигается к сердцу (которое, заметим, продолжает биться) и доставляет в орган специальный окклюдер, закрывающий дефект. «Когда дождь, что над головой? Зонт. Такой двойной зонтик через сосуд попадает в сердце и там ставится на дефект как заплатка», – вполне доходчиво объяснил суть процедуры Павел Гавора. По-русски, кстати, он говорит вполне прилично и не лишен чувства юмора. Немаловажно, подчеркнул он, что, если что-то впоследствии пошло не так, зонтик этот можно удалить и поставить другой, чтобы достигнуть «стопроцентного» результата.
Как выяснилось, Павел Гавора не просто большой специалист по подобной методике. Придумал ее американский профессор, но именно Павел 25 сентября 1995 года в городе Братиславе провел под его руководством первые три операции «без разрезов». Так что его по праву можно назвать одним из основоположников – практических, как уточнил он сам.
К сожалению, этим методом невозможно лечить все пороки сердца, а их более ста. Но те, что можно, самые «популярные» и занимают более 50 процентов всех пороков. Так что, считай, это спасение для сотен детишек.
Первыми семью операциями дело, естественно, не закончится. «Это долгосрочный проект. Мы шли к нему очень долго и давно. Наши врачи обучались в Москве, Питере, Казани, Новосибирске. Теперь вот подкрепляем знания мастер-классами. С нашим коллегой Павлом Гаворой нам предстоит работать на протяжении не менее двух лет. Так что профессионализм наших специалистов – хирургов, анестезиологов, кардиологов – будет расти, и уже потом мы сами сможем в плановом порядке оперировать детей республики по мере необходимости. Мы все делаем, чтобы как можно больше высокотехнологичных операций проводилось у нас, в Чувашии, в наших больницах», – сказал Юрий Шамитов.
Вообще перспективы дальнейшего развития детской кардиохирургии в Чувашии приобретают довольно масштабный характер. Серьезный разговор на эту тему шел на встрече Главы Чувашии Михаила Игнатьева с Павлом Гаворой, специалистами кардиодиспансера и представителями благотворительного фонда «Линия жизни», который, собственно, и профинансировал те самые заплатки на дефекты в детском сердце и другие расходные материалы.
Сначала Глава республики пообщался с маленькими пациентами больницы, прооперированными профессором, поинтересовался их самочувствием, вручил подарки. И видно было, что он не на шутку удивлен результатами. Так что когда зашел разговор о расширении детской кардиохирургии, проблема уперлась только в деньги. Уже сейчас есть необходимость строительства нового корпуса – наши кардиохирурги профессионально к новому, более высокому, уровню хирургических вмешательств готовы. Остановка за специальными палатами – медицинские нормы требуют определенных параметров, которые невозможно соблюсти в старом здании. Но, как заметил Игнатьев, прежде чем начать новое строительство, надо достроить корпус онкодиспансера, кроме того, уже запланирована клиника на проспекте Ленина.
Впрочем, свои, уже опробованные, варианты сбора денег на крайне важные для здоровья детей проекты предложила президент фонда «Линия жизни» Фаина Захарова. Михаил Васильевич тут же порекомендовал взять их на вооружение министру здравоохранения рес-публики Алле Самойловой. На самом деле очень важно, когда высокотехнологичные способы лечения детей применяются именно в республике, а не за ее пределами. Ведь помимо государственных интересов – мол, деньги остаются в республике и местные врачи существенно повышают свой уровень – очень важно, что и без того издерганным бедой родителям не нужно искать, занимать десятки тысяч рублей, чтобы доехать до чужого города, жить там, как-то питаться, да еще ребенка обеспечивать всем необходимым… А уж про детей и говорить нечего – дома, как известно, и стены помогают.
Когда зашел разговор о расширении детской кардиохирургии, проблема уперлась только в деньги. Уже сейчас есть необходимость строительства нового корпуса – наши кардиохирурги профессионально к новому, более высокому, уровню хирургических вмешательств готовы.