Новый тренд в политической жизни – главы российских регионов уходят в отставку до окончания полномочий, чтобы баллотироваться на этот же пост на досрочных выборах.
В 2012 году в Россию вернулись прямые выборы губернаторов регионов. До этого момента, начиная с 2004 года, во всех регионах без исключения губернаторов выбирали законодательные собрания. В 2013 году закон был доработан, и регионам дали право самим решать вопрос, по каким правилам выбирать губернатора. Во всех российских субъектах, за исключением Ингушетии, Дагестана и новых-старых Крыма с Севастополем, принято решение о проведении прямых выборов губернаторов.
В минувшем году действующий мэр Москвы Сергей Собянин сделал на тот момент достаточно неожиданный ход – ушел в отставку досрочно, поскольку был выбран парламентом, и выдвинулся кандидатом на прямые выборы. Почти полгода никто из губернаторов не пытался сделать подобного «хода конем», но в конце апреля началась целая волна добровольных отставок губернаторов.
Руководители Оренбургской области Юрий Берг, Вологодской области Олег Кувшинников, Тюменской области Владимир Якушев, Курской области Александр Михайлов, Липецкой области Олег Королев, Калмыкии Алексей Орлов, Мурманской области Марина Ковтун и Якутии Егор Борисов досрочно сложили полномочия и назначены Владимиром Путиным временно исполняющими обязанности. Список до конца мая, вполне возможно, станет длиннее. А вот в июне губернаторы увольняться по собственному желанию будут вряд ли – можно не успеть подготовиться к единому дню голосования 14 сентября.
Губернаторам не терпится «легитимизировать» свое избрание народом, ведь все они были в свое время назначены парламентом, а не избраны «напрямую».
Учитывая, что у глав ряда субъектов федерации истекает срок полномочий, а в другой группе регионов руководители покинули посты без желания или возможности баллотироваться снова, то 14 сентября выборы пройдут как минимум в 25 различных регионах страны.
Эксперты связывают подобные шаги с желанием экс-губернаторов переизбраться за счет высокой степени одобрения населением государственной политики в результате присоединения Крыма, Олимпиады в Сочи и других позитивных для России событий последнего времени. Кроме того, социально-экономические прогнозы, особенно в свете напряжения российско-американских отношений, на следующий год не самые благоприятные. А значит, если выборы будут проходить нескоро, к этому времени может повыситься оппозиционная активность.
Другие эксперты называют более простую причину – губернаторам не терпится «легитимизировать» свое избрание народом, ведь все они были в свое время назначены парламентом, а не избраны «напрямую».
При этом досрочная отставка губернатора зачастую является полной неожиданностью для оппозиции. Особенно в контексте необходимости преодоления «муниципального фильтра» для выдвижения кандидата. Словом, существует подозрение, что уходящие в отставку губернаторы пытаются заработать тактическое превосходство над оппонентами. В этой связи многие политологи сходятся во мнении, что, возможно, назрела необходимость запретить баллотироваться на пост губернаторам, раз уж они добровольно покинули свое кресло.
Глава Чувашии Михаил Игнатьев между тем не раз заявлял, что намерен осуществлять полномочия от начала и до конца (а истекают они в августе 2015 года) вне зависимости от социально-политической ситуации. Различные тактические и вызывающие сомнения в этичности шаги Главу Чувашии, видимо, не интересуют. Солидарны на данный момент с Михаилом Игнатьевым и главы других регионов Приволжья – полномочия заканчиваются в 2015 году у руководителей Татарстана, Башкортостана. Эта тройка губернаторов о желании досрочно покинуть посты пока не заявляла.
Всего субъектов, планирующих выбрать своих глав в 2015 году, насчитывается 15. При условии, что те, кто «в очереди» на избрание в 2016 и 2017 годах, массово не подадут в отставку досрочно.
Иван АРТЕМЬЕВ