Такой коллекции значков, выпущенных в честь Дня Победы, как у чебоксарца Михаила Абрамовича Лавина, нет ни у кого в городе. И это далеко не единственное увлечение пенсионера: он еще и радиолюбитель, меломан, фотограф, голубятник, активный общественник. Глядя на такого бодрого, никогда не унывающего человека, и не подумаешь, что он побывал в фашистском плену…
Мише было всего три года, когда в их село Ильино под Смоленском пришла война. Отца забрали на фронт. А дом, где мальчик жил со своим братом и мамой, от бомбежки разлетелся в щепки, фашисты сравняли его с землей. Благо семья успела спрятаться в погреб. Оставшихся без крова сельчан приютили в лесу партизаны. Но немцы и тех окружили. Много хороших людей тогда погибло, более ста человек захватчики согнали на одну из улиц села и создали импровизированный концлагерь. Пленников, среди которых были немощные старики, женщины и дети, практически не кормили, держали в холодных домах, заставляли работать. Каждый новый день люди встречали со страхом, что он будет последний в их жизни: фашисты постоянно угрожали, что расстреляют и утопят в озере.
«24 января 1942 года пришли советские солдаты в белых маскхалатах и освободили нас от рабства, – вспоминает Михаил Абрамович. – Я бы им и сейчас поклонился в ноги за спасение. Потом весь народ посадили в товарные вагоны и повезли в тыл. По дороге поезд постоянно бомбили, мама укутывала меня с ног до головы шерстяным одеялом, чтобы я не слышал взрывов».
Лишь через три месяца беженцы добрались до Чебоксар, после всего пережитого Чувашия показалась тогда благодатным краем. Но и сюда добрался-таки какой-то лихой вражеский самолет. Одна из бомб попала в здание нарсуда, пострадали цыганский поселок, жилые дома. И без того напуганные эвакуированные боялись новых налетов и уезжали еще дальше, Лавины же решили поселиться в Марпосаде. Прошло еще три года мучительных ожиданий весточек с фронта, пока не настал долгожданный День Победы. С мешком орехов вместо гостинцев для детей вернулся Мишин папа. И началась мирная жизнь. Семья стала строить новый дом.
В 50-х годах родители отправили сыновей учиться в Чебоксары. Михаил был очень увлекающимся юношей. Он успевал и учиться, и работать, по вечерам ходил на рыбалку, завел голубятню, где было до полусотни птиц, собирал пластинки, делал детекторные приемники. Ну а когда устроился рабочим на текстильный комбинат, стал копить на мотоцикл. Работал смазчиком станков, учился на токаря, изучил досконально всю технику и стал хорошим специалистом, вот тогда и осуществилась мечта о личном транспорте. После рабочего дня Михаил брал свой новенький мотороллер и ехал с другом на танцы. Светловолосую красавицу Валентину из Ярославля он просто не мог не заметить. Девушку молодой человек покорил своей неуемной энергией, и она согласилась стать его женой.
К тому времени скончался его отец. Старший брат бороздил на подводной лодке моря и океаны. В Чебоксарах начал застраиваться Южный поселок, и Лавин стал одним из первых его жителей. Сюда из Марпосада он перевез отцовский дом, а затем родных. Теперь Михаил Абрамович считается почетным жителем этого района. Однако тогда молодые стремились жить отдельно. Супруга работала в Министерстве местной промышленности и была главным обувщиком республики. А здание ведомства находилось в бывшем доме купца Ефремова, где сейчас музей воинской славы. Вот в подвальном помещении для молодой пары и нашлось жилое место. Сюда, где так живо всплывают воспоминания о спутнице жизни, Михаил Абрамович приходит до сих пор. Так получилось, что за 46 лет совместной жизни детей супруги не нажили. Жена заболела, и, увы, врачи не смогли спасти ее. Оставшись один, Лавин старался сделать все, чтобы заглушить эту личную боль…
Привыкнув жить всегда в труде, Михаилу нелегко было выходить на пенсию. 26 лет проработал он на ЗЭиМе – будучи мастером, обучал токарному делу молодых, был ведущим конструктором во ВНИИРе. Потом специалиста пригласили на тракторный завод. И даже сейчас, вот уж 10 лет как пенсионер, он едва находит свободное время, чтобы посидеть у телевизора. Активно сотрудничает с музеями воинской славы города Чебоксары, с Комитетом ветеранов войны и воинской службы. Как представитель еврейской общины занимается межнациональными вопросами и дружит с руководителями многих культурных центров. А однажды, рассматривая свои фото времен молодости, у Михаила появилась хорошая идея – создать коллекцию фотографий Чебоксар 50-60-х годов. Кстати, в его «архиве» есть такие уникальные кадры, как, например, фото Андрияна Николаева с Валентиной Терешковой на прогулочном катере. Снимок подарил Лавину давний друг – бывший директор Чебоксарского треста столовых В. Хаталов, который как раз в то время и принимал высоких гостей.
«А значки – это не просто хобби, а выражение признательности освободившим нас бойцам, солидарности со всем миром, который вот уже 64 года празднует Победу», – говорит коллекционер. Сейчас у него накоплено около 400 юбилейных значков: 20, 30, 50, 60 лет со Дня Победы. Традиционно на 9 Мая он дарит значки хорошим друзьям. А нынче 6 мая в музее воинской славы, где откроется выставка «В боях мужала наша молодость» Лавин представит и свою коллекцию. Кстати, Михаил Абрамович давно дружит с музеем, помогает организовывать выставки на военную тематику, нередко со своей коллекцией значков его приглашают в школы, где он рассказывает учащимся о судьбах бывших узников гетто. Таких у нас в Чувашии немало, у каждого жизнь сложилась по-разному. Но объединяет их одно – желание жить и бороться за свою жизнь во что бы то ни стало.
Опубликовано: 30 апреля 2009 г.
Читайте также:
Вся жизнь — забота о людях
Врио Главы Чувашии Олег Николаев навестил участницу войны
«Гордимся тем, что видим вас, можем взять за руки»
Олег Николаев поделился уникальным видео из домашнего архива
На вокзале в Канаше читали фронтовые письма
Олег Николаев пригласил жителей республики поддержать патриотическую акцию
«Пока я живу — я счастлива»
Для юных чебоксарцев издан «путеводитель» по улицам героев