Сколько молока в год может дать одна буренка? Тот, кто знаком с сельской жизнью, скажет, что в условиях нашей республики 4 тысячи килограммов для сельхозпредприятия (не для личного подворья) – уже неплохой результат. В среднем-то по сельхозорганизациям республики выходит 3,6 тысячи килограммов. А вот в самой «молочной» стране Голландии, если корова не дает 10 тысяч, ее выбраковывают. Для нашего животноводства такая роскошь, конечно, непозволительна – пришлось бы пустить под нож почти все поголовье. За редким пока исключением, которое есть. Все-таки 7 тысяч кое-где уже надаивают. Например, в сельхозкооперативе «Рассвет» Комсомольского района.
А хозяйство-то совсем миниатюрное – всего 800 гектаров пашни. Отпочковалось оно от некогда крупного процветающего колхоза «Заря» на волне известных аграрных преобразований 90-х годов. И, надо сказать, удачно, подтвердив опыт: чем меньше хозяйство, тем оно успешнее. Практиковавшаяся в советское время гигантомания ни к чему хорошему не приводила.
До недавнего времени здешнее животноводство было представлено в основном свиноводством – когда оно являлось поистине скороспелой отраслью. Несколько месяцев хороших привесов на откорме самыми немудрящими кормами – и сдавай на мясо, жди в кассу прибавку. Но рыночная конъюнктура подвижна, со временем цены на свинину резко упали, все больше предпочтение стало отдаваться молоку. Вот и решило руководство СХПК во главе с М. Афанасьевым ужать поголовье свиней, а ферму переоборудовать в молочную. Было это три года назад, когда стал раскручиваться аграрный нацпроект. Недолго думая, рассветовцы оформили 3 с половиной миллиона рублей льготного кредита по линии «Ускоренное развитие животноводства» сроком на пять лет (финансисты Минсельхоза, курирующие кредиты, его так и называют, пятилеткой).
Сумма, конечно, не ахти какая огромная, но для небольшого хозяйства все же солидная. Пустили ее на реконструкцию свинарника под коровник. Но не заурядный, а осовремененный, с молокопроводом, миксером для смешивания и раздачи кормов, охладительным танком. Все это хотя и импортного датского производства, но внешне не очень впечатляет, являя собой всего лишь минимум оборудования, необходимого для нормального производства молока. Есть молочные комплексы более «навороченные», с отдельным доильным залом, куда буренок загоняют на дойку. Правда, и обходятся такие комплексы не в три, а в десятки миллионов рублей. Однако в республике пока нет ни одного такого, где бы надаивали по 7 тысяч килограммов. А вот на обновленной, но все же достаточно скромной ферме СХПК «Рассвет», получают. В чем секрет?
Главный зоотехник хозяйства М. Муллина и заведующий фермой с героической фамилией А. Матросов утверждают, что секрет прежде всего в том, что у коровы на языке, то есть в кормах. Тут главная молочная компонента – концентраты, или зернофураж. Так вот, его здешние буренки получают до 7 килограммов в сутки. В большинстве остальных хозяйств республики 4 килограмма считаются пределом мечтаний буренок. Плюс хорошие племенные качества животных.
Может, тогда и не стоило тратиться на реконструкцию? Еще как стоило, в один голос говорят животноводческие менеджеры. Одно дело раскидать солому – сено – зерно по кормушкам, и совсем другое – смешать все это в передвижном миксере, который развезет смесь по коровнику. А перед каждой буренкой – еще и минеральный блок с добавками. Об облегчении труда доярок и говорить не надо, им теперь не приходится таскать подойники с молоком, оно по молокопроводу само течет в танк-охладитель. В результате вместо прежних трех доярок сейчас работают две – Ольга Наумова и Татьяна Прокопьева. Каждая обслуживает по сорок буренок. Сокращение, естественно, позволило увеличить их зарплату в среднем до 10 тысяч рублей в месяц. Такой могут похвастаться в редком хозяйстве республики, как, впрочем, и продуктивностью. Ольга надоила в прошлом году 7 тысяч килограммов от коровы, подруга – лишь на немного меньше.
Сейчас каждая буренка у них дает в сутки до 19 килограммов молока (в целом по сельхозорганизациям республики – 10 килограммов). Причем такая высокая продуктивность держится практически в течение года, что тоже редкость – зимой, как правило, она везде снижается. Но количественный показатель не главный в оценке работы доярок, немаловажна сортность молока. За высший полагается доплата. Половина продукции сейчас такого качества, остальная – первого сорта. Все это приносит хозяйству хорошие поступления в кассу, ведь за хорошее, вовремя охлажденное, молоко переработчики платят больше. Не удивительно, что продукцию «Рассвета» полностью забирает главный в республике переработчик – Чебоксарский гормолзавод – филиал компании ЮниМилк. Причем вывозит собственным транспортом.
Трудятся животноводы «Рассвета», конечно, не ради рекордов. (По этой причине доярки-рекордсменки наотрез отказались сфотографироваться – природная скромность). Главное для них, как и для всех жителей деревни Урмаево, – домашнее, семейное благополучие. Идешь деревенской улицей – душа радуется на огромные особняки. Давно не видно запустения и на кооперативном дворе – и мехпарк, и ферма в добротном работающем состоянии. В отличие от многих хозяйств республики, где они не обновлялись со времен брежневской «Малой земли».
Впрочем, «Рассвет» не исключение. Еще с пяток хозяйств района успешно реализуют льготные долгосрочные кредиты. Такую же сумму брал соседний СХПК «Труд» на реконструкцию молочной фермы. Здесь она выглядит более солидно – два коровника, связанных молочным отделением. Правда, годовая продуктивность буренок в «Труде» пониже – 4 с половиной тысячи килограммов. Но по качеству молоко не уступает, поэтому его также берут столичные переработчики. В общих доходах хозяйства «молочные» поступления занимают не менее трети, а в нынешнем году, по словам заведующего фермой М. Хуснетдинова, будет не менее 40 процентов.
С кредитами заемщики пока не рассчитались, но убедились, что поступили правильно, взяв их. По словам М. Хуснетдинова, их хозяйство вернет деньги уже через два года. А вот «Рассвету», утверждает председатель М. Афанасьев, придется для этого потрудиться года четыре – рентабельность животноводства пока не очень высокая. Разве что увеличить дойное стадо, что также в планах хозяйства. Но для этого опять же потребуется новое помещение… Снова брать кредит? Так ведь финансовая ситуация изменилась… Словом, председатель пока в раздумье.
Но многих других руководителей кризис, похоже, не сильно пугает. По данным отдела финансовой и кредитной политики Минсельхоза республики, численность заявок на долгосрочные кредиты на развитие животноводства нынче пока не ниже, чем в то же время прошлого года. Другое дело, что не все они могут быть удовлетворены из-за возросших требований банкиров. Да и с так называемой бюджетной обеспеченностью, то есть с тем, какая сумма субсидий поступит из федерального центра на возмещение банковских ставок, тоже пока неясно.
Всего же с 2006 по 2008 год на развитие молочного животноводства было оформлено сельхозпредприятиями республики кредитов на 531 миллион рублей. А сумма всех «животноводческих» займов превысила 2 миллиарда рублей.
Опубликовано: 13 марта 2009 г.
Тэги:
Без рубрики
Без рубрики