Приближаются Новый год и Рождество. А вместе с этими праздниками наступает и пора массовых гуляний и гаданий, с которыми связано немало интересных легенд, суеверий и примет.
Одна из рождественских легенд гласит, что в эти дни черти всячески пытаются испортить людям настроение, строят им всяческие каверзы (вспомним Николая Гоголя). Причем излюбленная их манера — являться в праздник в свинском образе. Не избежал этой участи и наш город. Возникновение этой мистической истории предположительно относится к первой половине XIX века. А речь идет о чудовищной свинье-оборотне, повадившейся терроризировать чебоксарцев.
Упоминание об этом есть в фольклоре народов Поволжья. Например, в книге известного фольклориста Николая Благовидова, изданной в Санкт-Петербурге в 1901 году, имеется весьма занятное приложение. Среди пословиц и поговорок есть такая: «Чебоксарцы — свиносуды: поймали свинью на улице, предали суду и засудили так, что не осталось и щетины».
Понятно, что подобная «слава» за местными жителями не может закрепиться просто так. Однако где искать разгадку тайны? Все прояснили труды выдающегося чувашского краеведа Спиридона Михайлова (работавшего в XIX веке штатным переводчиком с чувашского и марийского языка в Козьмодемьянском земском суде), в частности, дневниковая запись от 1855 года, хранящаяся в отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки Казанского госуниверситета. Спиридон Михайлов рассказывает о том, как по Чебоксарам поползли слухи о свинье невероятной величины, отличавшейся от прочих невероятным окрасом и длиной шерсти. Появляясь из-под моста на Чебоксарке, она всячески пакостила и вредила. Конечно же, народная молва сразу же принялась валить на нее все несчастья, приписывая зловещее колдовство и черные наговоры.
С целью изловить злыдню чебоксарцы выставили дозоры. И выследили-таки оборотня! Окружив тупорылое создание, взбудораженные горожане погнали его в полицейское управление, заточив там в каталажку под крепкую стражу. А о своем подвиге немедля сообщили высокому начальству.
Городничий немало подивился новости. И из любопытства лично явился в участок. Но, как указано в дневнике, увидел «обыкновенную свинью и, не входя ни в какие рассуждения, оставил судьбу ее на произвол гражданам». Горожане же принялись хавронью тут же тузить до смерти, осыпав ее градом пинков и ударов. И «заварили почтенные чебоксарцы такую кашу, что святых вон понеси, и свинью эту оставили еле живую».
Тем временем в городе поднялся другой переполох. С подворья помещика Селиванова пропала через пролом свинья. Хватившись барской скотины, слуги бросились искать ее по всем закоулкам.
Во время поисков узнали, что есть в полиции отловленная гражданами свинья-оборотень.
Пришедши туда, слуги сразу опознали в «хрюкающем зеке» скотинку своего господина. Однако возбужденные расправой чебоксарцы не могли успокоиться и не верили словам Селивановской челяди. Пришлось дворне в доказательство упросить погнать несчастную домой под плотным конвоем. После жестоких побоев визжащая хрюшка, пришедши на родной двор, сразу бросилась в конуру к своим поросятам. Которые с радостью встретили мамашу и бросились теребить сосцы. Тут только все успокоились и «поверили в подлинность свиньи, а не оборотня».
После такой колоритной зарисовки не заинтересоваться тем, кто такие Селивановы и действительно ли они проживали в Чебоксарах, нельзя. Согласно архивным документам с XVIII до середины XIX вв. им в городе принадлежало строение, расположенное ныне по улице Сеспеля, 24. Этот комплекс зданий формировался на протяжении XVII–XX веков.
Наиболее старая часть постройки, обращенная к югу, весьма интересна. Наличие каменных сводчатых потолков на первом этаже указывает на древность сооружения. Был там и подвал, не так давно засыпанный землей. Как вспоминали строители, здесь был вырыт колодец, в стенке которого имелся потайной проем, очевидно, для входа в подземный коридор. Подобные хитрости с колодцем и тайным ходом — явление вполне типичное для города-крепости. В случае осады ему не было цены в целях эвакуации.
Интересно также, что во время ожидавшегося в 1798 году проезда через Чебоксары императора Павла I, дом титулярного советника Селиванова рассматривался в качестве одного из вариантов для размещения его временной резиденции. В 1849 году дом переходит в число казенных. Здесь располагались уездные присутственные места — казначейство и воинское присутствие.
Судя по городским планам недалеко от места, где располагался этот дом, — у подножья Западного косогора (там, где сейчас проходит перемычка Чебоксарского залива) находился мост через реку Чебоксарку, возле которого, возможно, и разыгралось описанное этнографом событие.
Владимир Ткаченко, Леонид МАКСИМОВ.