— Алло, у вас видеокамеры есть? А видеомагнитофоны? Жаль…
— Мне бы телевизор. Не-е-ет, я цветной хотел и желательно переносной.
В пунктах проката время словно остановилось. Черно-белые телевизоры, облупившиеся холодильники, детские коляски моды 80-х… Такое ощущение, что этот вид бытовых услуг дышит на ладан.
Лет двадцать назад пункты проката имелись в каждом райцентре. Не говоря уж о столице республики, где их было несколько. Стоила услуга копейки, и люди охотно пользовались современной по тем временам бытовой техникой, оформляли квитанции на длительный срок и постепенно выкупали телевизоры, холодильники и прочие товары. В «талонные» годы, при пустых магазинах, прокаты здорово выручали население. Правда, тогда жителя, к примеру, Ленинского района Чебоксар ни за что не стали бы обслуживать в прокате другого района города — не положено. Да и кроме паспорта обязательно потребовали бы справку с места работы, чтоб в случае чего вычесть из зарплаты стоимость невозвращенной вещи.
Теперь всё по-другому. Клиенту рады в любом пункте проката, независимо от района прописки. Но и цены всюду разные. Как и порядки. Могут, например, по старинке попросить справку с места работы, хотя по новым правилам вполне достаточно паспорта и залога. Перестраховываться заставляет жизнь. А вдруг человек безработный, неплатежеспособный? Ищи потом его, требуй своего черед суд. Впрочем, и справка может оказаться липовой — сколько развелось фирм и фирмочек, где любой документ выдадут, а назавтра этих контор и след простыл. В одном из прокатов рассказали, как всех обвел вокруг пальца нечестный клиент. По справке — работник уважаемой организации. Поверили, выдали дорогостоящую надувную лодку. А он продал ее на следующий же день. Как выяснилось, человек оказался безработным да к тому же душевнобольным. Что с него возьмешь? В общем, с тех пор приемщица доверяет не справкам, а интуиции.
Муниципальное предприятие «Кану» — самое крупное в Чебоксарах, оно объединяет четыре пункта проката. Здесь довольно большой выбор товаров, просторные хранилища, в штате есть мастер по ремонту техники. Месячный оборот — порядка 40 тысяч рублей. А прибыли всего 3-4 тысячи. Остальное уходит на налоги и коммунальные расходы. Что можно купить на пару тысяч, чем обновить ассортимент? Видеомагнитофон и цветной телевизор уж точно не приобретешь. Закупают что подешевле. Костыли, к примеру. Очень ходовая вещь зимой. Среди бытовиков даже байка есть. Мол, в парикмахерских любят предпраздничные дни — все прически делают, в ювелирных мастерских — послепраздничные, когда несут на ремонт порванные цепочки, а в прокатах любят… гололед. На коньки и лыжи спрос, пожалуй, даже меньше, чем на костыли и клюки.
Если даже у крупного «Кану» нет средств на дорогостоящие приобретения, то что говорить о мелких пунктах проката? В Калининском районе, на городской окраине, есть муниципальное предприятие бытового обслуживания «Кристина». Прокат — лишь одна из услуг, оказываемых здесь, и он далеко не прибыльный. Не случайно площади, занимаемые прокатом, за последнее время уменьшились с 84 кв. метров до… закутка в 2 «квадрата». Закрыть пункт совсем — значит, лишить здешних жителей столь необходимой социальной услуги. Состоятельным людям не нужны допотопные вещи из проката — они купят все самое современное в магазине. А как быть мальчишке из неполной семьи, где и речи не ведут о покупке лыж или коньков? Или студенту, живущему в общаге без телевизора и холодильника? Или пенсионеру, сломавшему ногу на скользком тротуаре? Как правило, клиенты проката — социально незащищенные люди. Однако власть предержащие словно бы не замечают этого, облагая прокатчиков всеми возможными налогами наравне с промышленными гигантами.
В отделе бытовых услуг Чебоксарской горадминистрации считают, что встать прокатчикам на ноги помогут только налоговые послабления. В частности, освобождение от налога на имущество. Иначе просто не остается средств на обновление фондов. А ведь в былые времена 20 процентов от объема выполненных услуг выделялось прокату на целевое приобретение товаров. У прокатчиков сейчас одна-единственная льгота — на арендную плату. С нее много не выгадаешь. Вопрос о налогах требует решения на уровне республики и российского правительства.
Впрочем, у Минпредпринимательства ЧР несколько иная точка зрения на льготы муниципальному прокату. Нужно зарабатывать самим, считают чиновники. Но ведь прокат муниципальный, не сравнишь с той же парикмахерской. Затраты там не столь велики, клиентов предостаточно. Судя по количеству новых салонов, дело это прибыльное. Еще недавно в Чебоксарах было 40 парикмахерских, а теперь уже за 70.
Однако частный прокат у министерства в чести. Это преимущественно салоны проката дисков с компьютерными играми, свадебных платьев, видеокассет. Действительно, не составит большого труда, к примеру, скачать фильм, закупить чистых CD, записать на них игру и сдавать напрокат, пока не исцарапаются. Затраты небольшие, доход стабильный. При Фонде поддержки малого предпринимательства создан потребительский кооператив финансовой взаимопомощи предпринимателям, где можно взять кредит. Неудивительно, что частный прокат идет в гору. Программа развития потребительского рынка, принятая Кабинетом Министров ЧР осенью 1999 года, предусматривала открыть 7 предприятий проката до 2001 года включительно. Намеченное выполнили досрочно еще в прошлом году. Все семь прокатов оказались частные. Людям нужны не только видеокассеты.
А вот муниципальный (он же социальный) прокат, похоже, так и останется наедине со своими проблемами. И в будущем сможет предложить своим небогатым клиентам только то, что трудно сломать, незачем красть и стоит недорого. Клюшки да костыли…