В стенах Министерства культуры республики открылась персональная выставка чебоксарского петербуржца Александра Федорова.
Большую часть экспозиции составляют произведения графики. Из них две серии посвящены теме «Чувашская старина» и «Чувашский эпос «Улып», каждая из которых состоит из 9 листов. И это не случайно. Число «девять» в чувашском миропонимании несет сакральное значение: в нем отражается представление чувашей о троичной модели мира (по три яруса в верхнем, среднем и нижнем мирах). Понимание внутренней организации жизни народа и раскрывается от темы к теме в каждом графическом листе.
«Чувашская старина» выполнена в технике литографии. Этот вид тиражной графики является наиболее трудоемким, требующим соблюдения целого ряда технологических условий. Печать выполняется при помощи переноса краски под давлением с плоской поверхности камня. События в графической серии, словно выхваченные из прошлого, воспринимаются вне времени. Оно будто остановилось. Величие момента «здесь и сейчас» наполняет содержание образов мощной, концентрированной духовной энергией.
Например, таинство перехода в «Плаче невесты» передано космичностью масштаба происходящего. Покрывало, которое накидывают три женщины на невесту во время ритуала приготовления к свадьбе, словно объятия мира, призваны защищать героиню. Белый цвет олицетворяет чистоту. Образ старухи, участвующей в церемонии, – символ передающихся из поколения в поколение мудрости и опыта. Эта преемственность отражена и в работе «Дорога домой». В героях разных возрастов – мужчине, мальчике и старце – выражена идея обмена знаниями. В руках у мужчины – большая связка хвороста, у мальчика она куда меньше, старец же опирается на палку. Художник выражает мысль, что каждому возрасту соответствуют свои задачи. Нежен и особо проникновенен лист «Первый снег». Босая женщина с младенцем на руках, подняв голову к небу, зачарованно наблюдает за падающим снегом. Молитвенное состояние ощущается в особой благоговейной тишине, а снег ассоциируется со звездами. Вся серия несет общечеловеческое содержание, в ней, несмотря на внимание к чисто этническим особенностям, раскрываются грани народной жизни вообще.
В иллюстрациях к чувашскому эпосу «Улып» национальное содержание звучит уже конкретнее. Так линию «Улып и Сарине» отличает от других очень нежное, трогательное решение. Сюжетом служит момент, когда во время одного из чувашских праздников определяется пара: если парень и девушка вместе качаются на качелях, значит, они вместе навсегда. Все пространство листа занимает небо, лишь слегка даны очертания округлой земли в нижней части листа. Мир словно остановился, созерцая соединение душ.
Изобразительное искусство Чувашии и России, несомненно, обрело нового мастера графики, творчество которого с большим интересом было принято и за рубежом. Работы художника находятся в частных коллекциях в России, Англии, Германии, Франции, Финляндии, Ливане и Южной Корее. Заслуга А. Федорова – в поднятии книжной графики на новый, высокопрофессиональный уровень, а также в возрождении редкой формы искусства литографии, развивающейся в изобразительном искусстве Чувашии и России не в полной мере.
А. МАКСИМОВА-МОРСКОВА.