В фарватере «Большой Волги»…

Двадцать три года разделяют две «Большие Волги» — современное собрание работ живописцев, графиков, прикладников из всех регионов Поволжья, Пермского края, Башкортостана, Москвы и Санкт-Петербурга. Кое-что общее у них осталось: то же нежаркое июньское солнышко, что светит в окна ЧГХМ, тот же запах свежей краски в залах.
А в остальном на нынешней БВ все по-новому. Ту, двадцатитрехлетней давности, объединяла великая дата — сорокалетие Победы. Многие чебоксарцы помнят картины-реквиумы «Волги-85», чего стоит одна только работа чебоксарца Стаса Алатова, ныне покойного, «Колоски». А «Калина красная» Виктора Немцева…
Нынешний эстетический эпиграф экспозиции — полотно Ревеля Федорова, председателя Союза художников ЧР «Кентавр на чувашской свадьбе». Творение, вызывающее изумление… Вообще, работы Р. Федорова представлены в немыслимом количестве. Похоже, никто не ограничивал и количества работ его сына. И большинство из них весьма и весьма претенциозны, без чувства меры и вкуса.
В целом экспозиция центрального зала представляет произведения, будто бы созданные по принципу «пишу то, не знаю что». Каких-то интересных мыслей, эстетических откровений в них не читается, ни одна работа не западает в душу. В остальных залах музея попадаются работы красивые, нарядные, симпатичные. Но нередко в них прочитывается стремление углубиться в форму, особенно — размыть границы жанров, надуманное философствование. В чем действительно преуспели наши мастера — так это в умении оформлять свои работы очень красивыми и оригинальными рамками. Рассматривая многие работы, зрители интересуются из чего они сделаны, какие материалы использованы художником. Содержательная же сторона привлекает гораздо меньше.
Вообще, участие опытных галеристов в подборе экспозиции (во всяком случае, в ЧГХМ) как-то не чувствуется, экспозиция ощущается не как собрание лучших работ современных художников, созданных в течение последних пяти лет, а как подшивка картинок из «Огонька» 30-40-летней давности. Как результат — посетителей крайне мало. В один из своих приходов встретила всего лишь группу дошколят, в другой раз приезжал автобус с музейщиками из Козьмодемьянска, в третий – в залах ЧГХМ вообще попался только один посетитель.
И по залам ЦСИ можно сколько угодно путешествовать в одиночестве, общаться с работами живописцев и графиков не мешает никто. Попадаются ли достойные работы? Да, в ЦСИ насчитала их около двадцати. Прекрасный «Натюрморт с рыбой» – яркий, живой, мускулистый Ю. Лебедева из Астрахани; изумительная акварель Л. Лемехова с видами Санкт-Петербурга (Пермский край); греющие душу портреты «Друзья», «Рыбак»; прелестная зимняя поэма В. Лукиянова «Зимнее солнце»; еще пара натюрмортов, пара графических работ. Особенно хороши те, которые созданы авторами в классических жанрах. А остальное — паяльные лампы, антигоны, звериные оскалы, волчьи пасти, бритоголово-зеленоволосые трансвеститы, поиски духовности там, где ее никто и никогда не терял. По словам смотрительниц, посетители любуются не ими, а теми десятью, о которых речь шла выше.
Остается только понять, почему все это называется «Большой Волгой»?

Наталия ГОВОРОВА.

Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.