Трое вышли из оркестра

Руководитель Чувашской академической симфонической капеллы Морис Яклашкин фонтанирует идеями настолько, что они с трудом вмещаются в один проект.
Например, 16 февраля, придя на «Концерт концертов», для которого дирижер собрал в одну программу произведения для различных инструментов с оркестром, зрители узнали, что исполнители вечера являют собой коллектив под названием «Виртуозы Чебоксар», а серия подобных выступлений будет идти под знаком «Инструментальных ассамблей».
Вообще же страстное желание Мориса Николаевича не дать угаснуть небольшому костру, им же самим разведенному, современной музыки и никогда не игранной в Чебоксарах классики, вызывает большое уважение. Теперь маэстро решил вывести на авансцену исполнителей, либо всегда сидящих в оркестре, либо плотно преподающих. А потому не слишком известных даже местной публике.
Первым же номером вышла строгая завкафедрой факультета искусств ЧГУ им. И.Н. Ульянова Наталья Иванова, чтобы солировать в сочинении российского композитора Ефрема Подгайца «Концертино для домры, струнных и клавесина». Доцент с домрой волновалась, как студентка. Но изящная и ироничная вещица Подгайца зрителю приглянулась, а исполнительница запомнилась. А вот в баянисте Александре Возякове сразу чувствовался лауреат всяческих конкурсов. Сложнейший «Концерт для баяна с оркестром» Николая Чайкина, написанный мас­штабно и с чисто русской удалью, он отыграл с блеском виртуоза. Публика ахнула и устроила ему овацию.
В этом концерте музыканты словно отдавали дань и незаслуженно забытым композиторам с трудной, подчас трагической, судьбой. Сразу же вспоминается фильм «Покровские ворота», в котором герои констатируют, сколь, оказывается, ужасна судьба многих прекрасных поэтов. То же самое с композиторами. Талантливый Чайкин, например, умер в наше время в ужасающей нищете. А Владимир Кривоносов, кантату которого «Чувашская песнь о соловье» тоже исполняли на этом концерте, погиб в 1941-м близ Смоленска.
Еще одним исполнителем вечера стал самый известный и востребованный на сегодня пианист в Чебоксарах Юрий Трепов, предложивший публике «Джиннов» Франка. Тут уж пошли арабские народные страсти о добре и зле, требующие настоящей виртуозности. Заслуженный артист России порадовал меломанов. Причем это исполнение стало как бы увертюрой к другому его выступлению, гораздо более масштабному. Юрий Трепов буквально через пару дней уже играл в театре оперы и балета с оркестром этого театра. Это был сольный вечер. Концерт симфонической музыки – его совместный проект с театром. Звучали Второй концерт для фортепиано с оркестром Брамса, по-настоящему грандиозная симфония, впервые исполненная на сцене Чувашии, и Рапсодия на тему Паганини Рахманинова. Это был настоящий подарок не только для зрителей, но и для самих музыкантов, как солиста, так и артистов Симфониче­ского оркестра театра оперы и балета. Все-таки столь большие, сложные и вдохновенные концерты – явление на нашей сцене пока довольно редкое.

Опубликовано: 2 марта 2011 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.