«Мы с тобой одной крови» – пожалуй, это известное изречение полней всего подходит для характеристики атмосферы Акатуя, который пел и плясал в прошедшие выходные в столице страны. Главными словами общения на празднике были «таван» (родня) и «тус» (друг).
Сильны своими традициями
Это и неудивительно, ведь на главный праздник нации, который издревле праздновался после окончания весеннего сева, съехались чуваши со всей страны. Хотя с самого начала Акатуй в Москве задумывался как праздник для тех соплеменников, которые живут в Первопрестольной и области (их здесь около 100 тысяч). Но, видимо, сказались традиции, заложенные в самой «свадьбе земли и плуга». Ведь окончание сева – эту маленькую передышку в череде других нелегких земледельческих работ — было принято праздновать вместе с родными, друзьями, соседями. Вот и превратился Акатуй в сердце России в праздник единения и торжества всех чувашей.
Накануне руководители национально-культурных объединений собрались в Госдуме за «круглым столом» – на форум приехали представители 18 регионов России и четырех стран ближнего зарубежья. Речь в основном шла о работе землячеств, проведении праздников, налаживании деловых контактов. Проблемы диаспор одинаковые – обучение подрастающего поколения родному языку, приобщение к чувашской культуре. И для этого, высказывали идею «старейшины», неплохо бы создать свой телеканал. Есть же телевещание у татар. «А Интернет, к сожалению, доступен не всем».
Главная церемония праздника состоялась во Всероссийском выставочном центре. Рассказывали, что такие мероприятия здесь проводят только чуваши. Якобы для разрешения надо собрать около 30 подписей чиновников. У других диаспор не хватает на это упорства, а потому они свои праздники отмечают в Измайловском парке. Но вполне может быть и другая причина – нас в Первопрестольной уважают.
Праздник организовали в полном соответствии с традициями. Для этого на главной аллее ВВЦ специально воспроизвели основные атрибуты чувашской деревни: хозяева избы, убранной согласно народным традициям, угощали хмельным пивом, приветливо махала крыльями ветряная мельница, невдалеке шумел родник, возле которого Нарспи и Сетнер объяснялись в любви. Шалаш из свежесобранного сена приглашал спрятаться от холода и ветра, а возле баннера, посвященного И. Яковлеву, малыши за партами постигали грамоту. На главной площади «деревни» стар и млад в национальных костюмах водили хоровод вокруг сохи, а на ярмарочной – ремесленники и мастера народных промыслов торговали своими изделиями… Гостей, как и положено, перед разукрашенными воротами встретили хлебом-солью и пивом, а зазывал их на Акатуй почтенный старец-мачавар Н. Наумов.
И вот на сцене выстроился сводный хор творческих коллективов из Чувашии и диаспор. Как водится, в официальной части выступали высокие гости. В частности, поздравили собравшихся заместитель полпреда Президента РФ в ПФО В. Зорин, летчик-космонавт В. Горбатко, потомки И. Яковлева и В. Чапаева. А затем начался концерт коллективов художественной самодеятельности, который прозвучал как сигнал к всеобщему гулянью.
Свадьба пела и плясала
Холодная погода веселью не мешала. Перед главной сценой тысячи москвичей и приезжих образовывали мини-круги и с удовольствием пели и танцевали под выступления артистов. Молодежь в основном зажигала вокруг артистов театра сатиры, где главным застрельщиком был известный Виктор Петров. А импровизированные танцплощадки возникали вокруг каждого коллектива художественной самодеятельности. В чувашский пляс вместе с артистами пускались все, кто оказывался поблизости. Причем не только чуваши, но и иностранные гости Москвы. Так, очень красиво, от души на пару с ансамблем «Шусам» (Заря) плясали японцы, демонстрируя, что и им не чужды задор и удаль. Была и еще одна сцена, где развертывалось действие, без которого не обходится ни один Акатуй. Это национальная борьба на поясах «Керешу». В общем, каждый на празднике находил себе развлечение: кто смеялся, а кто и плакал от нахлынувших чувств. Глядя на это бушующее людское море, невольно думалось, какая это объединяющая сила – праздник, где вне зависимости от национальности и возраста все становятся близкими и родными друг другу.
Под «Ура!» на уроки чувашского
А вообще это загадка – что движет людьми, когда они из самых отдаленных уголков, чуть ли не на оленьих упряжках, съезжаются только за тем, чтобы спеть, поплясать, поводить хороводы со своими сородичами? Нам, живущим среди своих соплеменников, видимо, этого не понять.
Есть в Пензенской области село Неверкино, где 300 лет живут чуваши. А «салам» от них на Акатуй привез фольклорный коллектив «Азамат», в основном состоящий из бабушек и дедушек 70-75 лет. В национальных костюмах, намного отличающихся от здешних, так степенно они вытанцовывали, что стали одними из востребованных на празднике – с ними с удовольствием фотографировались, снимали на видео, приглашали в хоровод. «Нас называют тугайскими чувашами, – рассказывали почтенные артисты, – на Акатуй приехали впервые, спеть и посмотреть, какие они, наши здешние сородичи. Такой праздник и у нас есть, называем мы его «Симек» и празднуем на Троицу».
«Салам» со слезами на глазах привезла и делегация чувашей из Хакасии. Переселенцы из Чувашии в Усть-Абаканском районе осели в 50-е годы прошлого века. Как рассказывала делегация, Домажаково – село большое, насчитывает около 1000 дворов, 80% населения чуваши, которые решили, что их дети должны знать родной язык, и послали приглашение в Канашское педучилище. «Так мы с подругой попали в Хакасию, – поведала учительница чувашского языка Н. Сорокина. – Маленькие домажаковцы с криками «Ура!» бежали на уроки чувашского языка. А учебников не было, приезжали в отпуск и целыми сумками увозили литературу». Как и в наших школах, в Домажакове язык изучали по 9 класс, а в 10-11 – литературу, культуру и историю. Только вот теперь, с изменением учебной программы и с введением ЕГЭ, чувашский приходится преподавать на факультативных занятиях. «Но мы все равно будем учить наших детей родному языку, знакомить с историей и культурой народа, – делилась Надежда Витальевна, – ведь наша первоначальная задача: чтобы молодые поколения знали, откуда они вышли, и гордились своей нацией.
А праздник изумительный, сколько мы отсюда увезем и расскажем нашим! В прошлом году на Дне чувашской культуры всем национальностям, проживающим в районе, показали, как красив наш свадебный обряд, а нынче познакомим с Акатуем».
Вот как сильна любовь оказавшихся вне республики чувашей ко всему родному! Это проскальзывало в рассказах многих, с кем довелось общаться в тот день. «Мы заряжаемся энергией, задором, гордостью за свой народ и как чуда ждем следующей встречи», – говорила на ломаном чувашском Л. Аргандеева. Почему на ломаном? Людмила Геннадьевна в сорок лет самостоятельно выучила чувашский язык. Она из Зеленограда, давно стала душой живущих там сородичей и каждый раз привозит их на Акатуй в Москву.
Общее настроение, которое царило в тот день на древнем чувашском празднике, пожалуй, высказала В. Александрова, которой посчастливилось (так она выразилась) выйти замуж за чуваша. По ее словам, ей очень нравится этот праздник, светлый, добрый. Акатуй – это не только демонстрация успехов. Это и возможность пообщаться, вспомнить свои корни, себя показать, других посмотреть. «Видите, сколько народу собралось! И все радуются этой встрече, нет ни одного хмурого лица! Это и есть настоящий праздник, в котором заключена душа народа».